КомментатоР

электронная газета дальнего востока

Забайкалье, которого не было…

5 апреля 2019     13:46

Сегодня уже помнит сегодня о тех проектах, которые, по замыслу их создателей приблизили бы город и край к обещанному нам коммунизму. Оказывается, в истории региона были смелые планы, которые и сегодня бы весьма и весьма пришлись бы кстати. Если не вот это самое извечное «бы».

В районе Антипихи, в русле Ингоды стоят несколько бетонных «быков». Это опоры под мощный железнодорожный мост, по которому грузовые поезда пошли бы в объезд Читы, чтобы  не загружать пассажирский узел. В районе дороги на Молоковку начинается насыпь, которая тянется чуть не до села Еремино. Именно на этой насыпи и должны были укладывать рельсы для объездных  железнодорожных путей. Западнее Читы Транссиб имел бы отворот в районе Кадалы. Там планировалось создать целый, как сказали  бы сейчас – логистический узел. Наличие рядом автотрассы  Чита – Иркутск, и аэропорта, превратило бы Кадалу в крупнейший в регионе грузовой перевалочный пункт. Кроме того, по этой ветке планировалось запустить электрички до сел Еремино, Амодово, и Сивяково, а так же до дачных кооперативов, лежащих на правом берегу Ингоды, напротив Сохатино.

Читинское море

Но если бы еще раньше. В 50-х годы прошлого века был реализован еще один проект, то о железной  дороге за Ингодой говорить бы не пришлось. Существовала идея перегородить плотиной Ингоду в районе скалы Сухотино. Таким образом Читинская область получила бы бы первую в истории гидроэлектростанцию. Проектом предусматривалось затопление поймы реки в районе Засопки, вплоть до  деревни Черново. Впрочем, тогда такие «мелочи» никого не смущали.

А вот как рассказывал о грядущих преобразованиях «Путеводитель по Чите» 1958 года.

«Представите безбрежную водную гладь, по которой легко скользят белоснежные паруса яхт. На южных отрогах Титовской сотки, среди вековых сосен расположатся причалы яхт-клуба, построенного на берегу Читинского моря».

И действительно, если бы Ингоду перегородили плотиной, море бы разлилось на десятки километров. Возможно, это бы смягчило резкоконтинентальный климат, сделав его близким к байкальскому. Но серьезные ученые просчитали все последствия такого покорения природы и твердо сказали «Нет». Во-первых, характер Ингоды весьма непредсказуем. Да и климат тоже не отличается стабильностью. На смену дождливым годам, когда обильные осадки приходятся на вторую половину лета, могут прийти десятилетия засухи. И тогда Ингода зимой перемерзала до дна, что парализовало бы работу проектируемой электростанции. А еще Ингода была судоходной рекой, и начало судоходства по Ингоде лежало выше Читы – в районе Лесного городка. Оттуда буксирными катерами таскали баржи с лесом и татауровским углем до Амура. Строить же шлюзы на таком узком русле, в местности со сложным рельефом смысла не было – дороговато выходило. Так что читинская ГЭС осталась только красивой мечтой. А потом, уже в 60-х годах задымили трубы ГРЭС на Кеноне.

Из Читы в Чару на автобусе

Когда еще из каждой радиоточки не раздавалась песня:

     «Слышишь время гудит БАМ!

На просторах крутых БАМ!

И большая тайга покоряется нам…»,

уже разрабатывались идеи по сокращению расстояния между Читой и самым северным районным центром области – поселком Чара. Пока в Москве еще отыскивали старые проекты Байкало-Амурской магистрали, местные власти всерьез подумывали о строительстве автотрассы. Ведь и сегодня Каларский район является отрезанным ломтем для Забайкальского края – из Новосибирска до Чары добираться куда быстрее, чем из Читы, если ехать по железной дороге. А самолетом не налетаешься –  и тогда это было дороговато. Не для людей, конечно. Для государства. Аэрофлот брал от 600 до 800  рублей за час работы воздушного судна.  По тем временам – бешеные деньги.

Потому был принято решение – строить дорогу через безлюдную тайгу, от Читы до Чары. И тут опять пыл строителей коммунизма охладили ученые. Выяснилось, что в СССР, да и вообще в мире еще нет таких технологий, которые позволили бы протянуть дорожное полотно по вечной мерзлоте, среди гор и топей.

Что обещала Многообещающая Коса?

Еде один глобальный энергетический проект был связан с местечком с интересным названием Многообещающая коса. Этот прииск на Витиме выдавался мысом в устье Угрюм-реки, и был идеальным место для строительства плотины. И вот этот проект рассматривался в ЦК  КПСС и Совете Министров очень пристально. Тогда впервые встал вопрос об освоении удоканского месторождения меди, а ему требовалось много дешевой электроэнергии. К тому же Витим – не Ингода, а река полноводная и мощная. Вот только Удокан оказался не по зубам промышленникам – уж больно тяжела там условия для горных работ.

Как  на лучших курортах

Те, кто отдыхал в Крыму и на Кавказе. Знают, что такое канатная дорога. Вагончики плывут по воздуху и доставляют пассажира куда-нибудь на смотровую площадку или верхнюю часть города.  Такую дорогу хотели соорудить в 60-х годах прошлого века и в Чите. Нижняя станция должна была располагаться у подножия Титовской сопки, там, где сейчас стоит часовня Александра Невского, а верхняя – на вершине. Там предполагалась соорудить монумент покорителям Сибири, устроить смотровую площадку и разбить парк. Сейчас уже никто не вспомнит – что помешало осуществлению этого проекта.

Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – Текстильщики!

Такая фраза кроме москвичей могла стать привычной и для жителей Читы. Когда в середине 60-х годов на западной окраине началось строительство крупнейшего в Сибири Камвольно-суконного комбината,  то всерьез планировалось соединить поселок Текстильщиков с центром города подземным транспортом. Это был проект по строительству ветки т.н. «легкого метро», без глубоких шахт и с выходом на поверхность без эскалаторов. Осуществить эту идею помешали опять-таки горно-инженерные условия: Чита стоит на сплошной вечной мерзлоте, и глобальные сооружения под землей строить небезопасно. К тому же, по существующей практике, Совмин одобрял финансирование метро в городах с населением от 1 миллиона человек.

Мы на лодочке катались… 

К 30-летию Победы город получил в подарок Мемориал, и прилегающий к нему Парк Победы. Но развитие этой зоны города предполагало еще и создание пруда. Он должен был разместиться за стелами, обозначающими годы войны, в естественном овраге. Летом там должен был работать прокат лодок. Против высказывались гидротехники – рядом  расположены точки городского водозабора, поэтому наличие  открытого большого водоема могло сказаться на качестве воды.

Затем идею пруда или гребного канала перенесли на старое русло Читинки, недалеко от стадиона Локомотив. Туда планировали завести воду из реки, расчистить и углубить дно, а по берегам обустроить пешеходную зону. Но вскоре началась перестройка, и было уже не до жиру.

Что имели – не хранили

Как видим, если бы случилось чудо и все идеи воплотились бы в реальность, то Чита, да и Забайкалье в целом, сейчас был имели совсем другой вид и ресурсы. Впрочем, что касается городских территорий, то сегодня можно вспомнить и то, что некогда было в нашем городе, и чего уже не вернуть.

Это, например, лесопарк  на северной окраине Читы. Он протянулся от ул. Ленинградская до стадиона ЗабВО. Среди сосен и багульника были установлены аттракционы, стояли скамейки, беседки, киоски с мороженым и напитками. Это было любимое место отдыха для тысяч горожан. Прекратило свое существование оно еще в конце 70-х годов прошлого века, по причине включения этой территории в план застройки.

А на правом берегу Ингоды в районе Сухотино была большая парковая зона со спортивными площадками и летней эстрадой. Добирались туда горожане на речном трамвае, который отходил от кинотеатра «Спутник», а по дороге подбирал пассажиров еще и на пристани у Хладокомбината.

На озере Кенон работала лодочная станция, в тополиной роще стояли кабинки для переодевания, работали фонтанчики с питьевой водой. А в здании Дома Рыбака на другом берегу – со стороны ул. Рахова работал Клуб юных моряков, где дети изучали основы парусного дела. Теперь и этого ничего нет…

 

443
  • К этой статье пока нет комментариев, вы можете стать первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 6 =


Публикация в раздел "Право голоса"
Для публикации Вашей истории в разделе "Право голоса", пожалуйста, заполните поля формы. Ознакомиться с правилами публикации вы можете на странице Правила публикации
Заполните необходимые поля.
×