КомментатоР

электронная газета дальнего востока

СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Подводные кладбища самолетов в Забайкалье

12 февраля 2021     10:13

В начале августа 2011 года на глазах изумленной отдыхающей публики прямо к берегу озера Арахлей, в районе Песков въехал КАМАЗ с кузовом типа «шаланда». В нем кое-как умещался самолет Ан-2. Приехавшие следом люди сноровисто переоделись в гидрокостюмы, сгрузили «Аннушку» в воду, подвели под нее надувные баллоны и поволокли на глубина. Там, выпустив из баллонов воздух, они затопили  крылатую машину.

 Это не строчки из нового детективного романа, и не сценарий боевика. Все это было на самом деле и имело практическую задачу – затопить списанный самолет на глубине около семи метров, что бы отрабатывать на нем  технику спасения пассажиров в случае подобной реальной ситуации. Самолет и сейас покоится на дне Арахлея и является единственным в регионе тренировочным полигоном для служб МЧС. И это правильно – глиссады (траектории взлета и посадки) читинского аэропорта проходят над озерами Кенон и Арахлей. Не ровен час – случиться может всякое. Так что тренировки не помешают. Тем более, что ближайший подобный полигон находится только в Иркутской области

Все началось в 1932…

А ведь на самом деле и Кенон, и Арахлей с натяжкой можно назвать подводными  кладбищами самолетов. Точные данные скрываются в архивах бывшей 12-той Воздушной армии и Восточносибирского управления гражданской авиации, тоже бывшего. Остались лишь воспоминания ветеранов ВВС, ГА и свидетельства случайных очевидцев.

В 1932 году, одновременно со строительством аэродрома «Черемушки» на озере Кенон в районе рыболовецкой базы (сейчас – городской платный пляж) стал обустраиваться гидропорт. В те годы отечественное авиастроение переживало настоящий бум. «От модели – к планеру, с планера – на самолет» гласили лозунги самой популярной общественной организации – ОСОАВИАХИМА. Сотни тысяч молодых людей мечтали о небе и шли в летные школы. А в Забайкалье понемногу развертывалось  освоение северных районов края. Ни о каких аэродромах там в те времена не было и речи. Зато в избытке хватало рее и озер. Потому ставка была сделана на гидроавиацию.

Гидропорт в Чите включал в себя несколько причальных пирсов, рулежных дорожек, обозначенных натянутыми канатами, закрытой акватории для стоянки машин, сухой док для ремонта, штаб с вышкой для руководителя полетов и еще несколько подсобных помещений. В качестве основных бортов использовались переделанные с шасси на поплавки бипланы Р-5, а так же первая серийная советская амфибия Ш-2. Эти машины забрасывали группы геологоразведчиков и топографов в зону будущего строительства БАМа, с них велась аэрофотосъемка и на них же доставлялись мелкие партии грузов для экспедиций. Здесь и начинается счет затонувшим самолетам. В июне 1935 (по другим данным – 1936 года) недалеко от берега затонул гидросамолет, который повредил поплавок об кусок льда при взлете с озера Неляты (территория нынешнего Каларского района). Там тоже был оборудован гидропорт. По вине его работников, недоглядевших за чистотой пробежной дорожки, ледяная глыба пробила поплавок. В полете от вибрации и потоков воздуха пробоина увеличилась. Сразу после посадки в Чите, самолет зачерпнул пробитым поплавком воды, накренился, и затонул в 20 метрах от берега. Экипаж без проблем добрался до суши. А машину потом вытаскивали по частям.

Ли-2 и другие

В 1949 году гидропорт был законсервирован, а вскоре и вовсе ликвидирован. К тому времени на севере края уже были построены наземные взлетно-посадочные полосы. Но над Кеноном проходили трассы взлета и посадки – в строй был введен аэропорт в Кадале. Первым утонувшим самолетом считается Ли-2, который вынужденно приводнился на озеро после отказа обеих двигателей. На нем было три члена экипажа и десять пассажиров – офицеров забайкальских войсковых частей. При посадке все они отделались легкими ушибами. Моторные катера с базы рыбаков доставили всех на берег. Самолет вытащить не удалось – ни тогда, ни сейчас в Чите нет такой техники. Спортсмены из дайвинг-клуба в 2007 году попытались осмотреть машину, но выяснилось, что она прочно увязла в многометровом слое ила – из него торчит только верх вертикального хвостового оперения.

В 1967 году, по свидетельствам очевидцев, в Кенон «нырнули» сразу два истребителя Миг-15 с авиачасти в Домне. Аварии произошли с интервалом в два дня. И в этот раз пилоты благополучно добрались до берега. А истребители, как и Ли-2, навсегда увязли в придонном иле.

Впрочем, «первенство» Ли-2 можно и оспорить. Есть некоторые данные, основанные на воспоминания жителей этой части города,  как во время войны в озеро порой падали самолеты, на которых учились летать курсанты авиашколы в Каштаке.  Количество затопленных машин неизвестно. Всего же, по разным данным,  сегодня около пятнадцати самолетов навсегда упокоились под водной поверхностью. Если бы военные ведомства не страдали параноидальной  шпиономанией, они бы поделились данными из архивов. Но людям в фуражках доказать что-либо невозможно.

Воздушные хулиганы

Есть сведения, что в 1982 году в Арахлее затонул военный транспортный самолет Ан-26. Причем по глупости пилотов. Вроде бы они на бреющем полете раз за разом  проходили над водой и опрокидывали струями воздуха рыбацкие лодки. В один из таких заходов плоты не смогли удержать машину, и свалили ее в воду. Пилоты выбрались на плоскости самолета и стали взывать к рыбакам о помощи. Те немного посмеялись над ними, но все-таки доставили их на берег. Ан-26 потом вытащили с помощью армейского тягача.

Еще об одном случае такого воздушного хулиганства рассказывал егерь лет сорок назад. По его словам, в 50-х годах на озером и прилегающим поселком Преображенка летал учебный биплан У-2. На приказы сесть пилот не реагировал. Заставить посадить машину на воду смогли оперативно приехавшие прожектористы из части в Домне. Дальнейшая судьба машины и пилота неизвестна. Егерь говорил, что самолет так и остался под водой.

Летом 1968 года отдыхающие видели, как на берег в районе базы отдыха геологов упал истребитель. Очевидцы на сайте «NeoChita» рассказывают, что машина выполняла фигуры высшего пилотажа. Затем кто-то закричал: «Самолет падает!».  Люди видели, как машина вошла в  штопор, воткнулась в береговую линию и взорвалась. На следующий день к этому месту  подтянули технику, и увезли обломки. Судя по описанию, это был истребитель МиГ-21.

Тайны северных катастроф

В 1981 году сотрудники комплексной геологической экспедиции нашли обломки гидроплана на базе Р-5 в реке Олекма Тунгиро-Олекминского района. Самолет вынесло течение на отмель. Он  наполовину был разрушен. Рядом с кабиной были найдены человеческие кости и истлевшая полевая сумка – планшет. По некоторым данным, самолет перевозил намытое на небольшом прииске золото в Читу и был сбит из винтовки местным аборигеном. Золото так и не было найдено.

А в 1984 году на озере Леприндо возле Байкало-Амурской магистрали провалился под лед вертолет Ми-4 – один из последних в этом классе машин. Вытащить его так же не удалось.

Вообще, за всю историю освоения БАМа, в этом районе бесследно пропали более 10 самолетов, которые так и не были найдены. Не исключено, что они находятся в глубине северных забайкальских озер. А глубины тут приличные – в некоторых водоемах они превышают 200 метров!

Не являются достоверными, но все же заслуживают внимания  слухи о лежащем на дне озера Шакша самолете Ан-2, который утонул осенью 1960 года. Вроде бы борт принадлежал базе авиационной охраны лесов. О жертвах ничего не известно – скорее всего, их не было. В те годы на Шакше работала промысловая рыболовецкая артель, имеющая моторные баркасы.  Вероятно, рыбаки успели вовремя и спасли людей.

Борис Ветров

 

 

  • К этой статье пока нет комментариев, вы можете стать первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Публикация в раздел "Право голоса"
Для публикации Вашей истории в разделе "Право голоса", пожалуйста, заполните поля формы. Ознакомиться с правилами публикации вы можете на странице Правила публикации
Пожалуйста, заполните обязательные поля.
×