КомментатоР

электронная газета дальнего востока

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Профессор Салихов: «Тянуть газопровод в Забайкалье — преступление!»

10 ноября 2020     09:12

Единственным решением проблемы  загрязнения воздуха в Забайкалье является газификация региона. До альтернативной энергетики не доживет никто — даже Путин. Вспомните прошлую зиму. Тогда, стремительно нищающее население стало закидывать в печки своих домов все, что попадется под руку – от выпущенных в СССР калош, до пластиковых бутылок. Этот вопрос обсуждают на краевом уровне, и намерены вынести на федеральный. Однако не все согласны с такой точкой зрения. Заслуженный геолог Забайкалья, профессор Владимир Салихов в интервью порталу Рамблер-новости рассказал, что газопровод проблему не устранит, а приведет к ухудшению экономической и социальной ситуации в регионе. И что социальный аспект в это плане куда важнее экологии, пусть  ситуация находится хоть на грани катастрофы. В общем, оценивайте сами.

— Владимир Салихович, как вы считаете, Забайкалью нужен газопровод или и без него можно решить проблемы региона?

— Задам встречный вопрос: если протянуть трубу, куда девать угольщиков, что станет с тысячами рабочих и их семьями? К сожалению, печальный опыт в стране уже есть. С приходом газа в Якутск из Вилюйского газоносного района закрылись десятки шахтерских поселков в Якутии, такая же ситуация была в Приморье, когда туда пришел газ с Сахалина, да и мы отчасти пострадали, поскольку прекратили поставлять уголь с Харанорского угольного разреза на Дальний Восток. Тянуть сюда газопровод в нынешней экономической ситуации — преступно. Нам надо сосредоточиться на своем сырье, прежде всего на глубокой переработке угля.

Сегодня Сибирская угольная энергетическая компания готовит на  Березовском карьере Канско-Ачинского бассейна бездымный уголь, который еще называют бездымными брикетами. Его готовят прежде всего для бытовых нужд. Ведь бытовой сектор — один из основных загрязнителей атмосферы. Почему у нас этого нет, или, например, в Бурятии? Республика тоже задыхается от дыма и имеет претензии к «СУЭКу», который разрабатывает Тугнуйский угольный разрез на ее территории. И там вполне можно выпускать бездымные брикеты.Велись подобные работы и у нас. В Чите технологией брикетирования более 20 лет назад занималась ученый Галина Куклина.

— Получается, что и без газопровода можно снизить негативную нагрузку на экологию?

— Именно. Нам нужно четко уяснить, что прямое сжигание угля в топках, которое сегодня происходит повсеместно — это преступление. Для забайкальской экономики уголь должен стать основным полезным ископаемым, вовлеченным в хозяйственный оборот. На территории края известно 46 угольных месторождений, из которых 22 — оценено и разведано.

— Но в последнее время газификацию Забайкалья обсуждают как меру кардинально решающую экономические и социальные вопросы, существенно поднимающую жизненный уровень. Так быть ли газопроводу и нужен ли он региону?

— Считаю, что газопроводу не быть, да и не нужен он. Почему? Строить газопроводы выгодно на большие расстояния (более двух тыс. км), и там, где нет дорог. А ведь от Сковородино до Читы есть железнодорожная и автомобильная дороги, и рыть траншеи рядом с такими магистралями — не государственный подход. Прокладка труб эффективна по дну Черного и Балтийского морей, в тундре, то есть там, где нет дорог. Давайте вспомним, что первые нефтегазоносные трубы на севере Западной Сибири укладывали прямо на болота, и это было оправдано. А  экономическая эффективность транспортировки сжатого газа в цистернах на расстояние до двух тыс. км вполне приемлема до Читы и Улан-Удэ.

— Ононская впадина, Читино-Ингодинская впадина, Улетовский выступ позволяют говорить о том, что в нефтяном эквиваленте Забайкалье может иметь запасы порядка 100 млн тонн. Так ли это, и вообще насколько перспективна добыча нефти и газа в Забайкалье?

— Для оценки перспектив нефти и газа Ононской впадины, которая давно изучается, необходима проходка хотя бы двух параметрических скважин. Стоимость одной скважины — 200-250 млн. рублей. Перспективы впадины на углеводородное сырье весьма заманчивы, о чем свидетельствуют последние исследования (2015-2016), учеными из Новосибирска, данные электромагнитных зондирований и хроматографии. Любопытно, что перспективные структуры на углеводороды Ононской впадины размещаются и на границе с Монголией и уходят на ее территорию, однако монгольские специалисты, соглашаясь с этим, все-таки не хотят проводить поисковые работы на своей территории совместно с нами. Они полагают, что в этой части впадины похоронен Чингисхан и не хотят его беспокоить. Что касается перспективы Читино-ингодинской впадины, то они менее прозрачны.

— Газопровод не нужен по причине дороговизны в строительстве и дальнейшей эксплуатации?

— Не только. Деньги на это найдутся. У нас своего сырья вполне достаточно. Нужно развивать угольную отрасль и ставить ее на новую ступень освоения. Для улучшения экологической обстановки в Забайкалье нужна комплексная оценка этой проблемы. В частности, Забайкалью необходимо развитие угольной отрасли на ином уровне. Уголь — стержень экономики и его следует использовать на основе глубокой переработки.

Весьма перспективно производство сжатого газа по новой технологии, вполне возможно на базе строящегося в городе Свободный Амурского газоперерабатывающего завода, с получением моторного топлива в баллонах (для автотранспорта). Такой газ в цистернах можно поставлять во многие районы Забайкалья. Газ «Сила Сибири» многокомпонентный, планируется кроме гелия (строится завод) получать бутан, пропан и сжиженное топливо, что может в дальнейшем составить конкуренцию поставкам в Забайкалье аналогичного газа из Ангарска.

Юг Забайкалья (Ононский, Акшинский, Кыринский районы) вполне могут быть обеспечены углеводородным сырьем Ононской впадины. Также и север Забайкалья более чем достаточно обеспечен угольным метаном Апсата, а это — чистый газ, не требующий очистки. Добыча метана здесь должна быть независимой от угля и размещаться на другой площади (ближе к центру мульды), под многометровой толщей мерзлоты, которая препятствует дегазации метана. Последнее особенно активно на нижних горизонтах, где температуры достигают 450 градусов (все-таки Байкальский рифт, где возможна и глубинная дегазация).

Вполне приемлема и технология получения водоугольного топлива разрабатываемая учеными Кузбасса. Водоугольная смесь готовится из бурого угля ультратонкого помола (до 70%), воды (29%) и пластификатора, смесь подается по трубопроводу. Такие установки действуют в США, Китае. Опытно промышленная эксплуатация проводилась и у нас в 1997-2003 годах по трассе Белово (Кузбасс) — Новосибирск (ТЭЦ-5), протяженностью 262 км.

Транспортировка в трубах и сжигание угля может проводиться по «мазутной схеме» — экономичной и экологичной. Более того, разрабатывается топливно-транспортно-энергетический комплекс, включающий приготовление водоугольного топлива в Кузбасском угольном бассейне и передачу в магистральный трубопровод через Западную Сибирь, Урал и Центр европейской части страны (вместо поставки угля железнодорожным транспортом). Разрабатываются и органоводоугольные варианты топлива.

Если применить эту технологию на наш регион, то в Забайкалье вполне допустимо строительство следующих углепроводов: разрез Восточный-ГРЭС (около 60 км), разрез Харанорский-Ясногорск (Харанорская ГРЭС, около 80 км), а так же разрез Уртуйский — ТЭЦ Краснокаменска. Это существенно улучшит экологическую и экономическую обстановку в крае.

Что касается экологической проблемы, то ее отчасти решит и строительство солнечных электростанций, которое уже ведется в Забайкалье, а также ветровая энергетика. В отдаленном будущем возможно использование тепла земных недр.

news.rambler.ru

От редакции: вот такое неоднозначное интервью дал известный ученый порталу Рамблер-новости. Возможно, он действительно так думает и имеет необходимый материал для обоснования такой версии. Однако, нам показалось, что за этим интервью  стоит неприкрытое лоббирование интересов угольных магнатов, которые давно наложили свои руки на месторождения Забайкальского края. И усиливает это ощущение то, что специалист такого уровня считает, что доставка газа автотранспортом из Амурской области – вполне приемлемый для Забайкалья вариант. Во всем этом, может и есть решение тактических задач. Но никак уж не стратегия.  Теперь и ученых купили, что бы обоснованно поставить крест на будущем региона?

1074
  • К этой статье пока нет комментариев, вы можете стать первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Публикация в раздел "Право голоса"
Для публикации Вашей истории в разделе "Право голоса", пожалуйста, заполните поля формы. Ознакомиться с правилами публикации вы можете на странице Правила публикации
Пожалуйста, заполните обязательные поля.
×