КомментатоР

электронная газета дальнего востока

НАШИ ЛЮДИ. Григорий Орденоносец: как читинский машинист вез Мао Цзэдуна в гости к Сталину

23 декабря 2019     19:59

 Родился будущий ударник труда в многодетной семье чернорабочего Читинских железнодорожных мастерских Петра Вяргизова.

Отец был членом подпольного революционного кружка Емельяна Ярославского. Семья чернорабочего железнодорожных мастерских в условиях царской России богато не могла жить в принципе, и едва сводила концы с концами. Тем не менее, два класса церковно-приходской школы Грише Вяргизову окончить удалось. Подающего надежды паренька направили учиться дальше – в Железнодорожную школу при железнодорожных мастерских. Выучившись, Григорий Петрович начинает работать в Читинском паровозном депо слесарем колёсной бригады, а в 1929 году направляется в город Иркутск для обучения на курсах машинистов паровозов.

Вернувшись в паровозное депо Чита, новоиспечённый машинист садится за правое крыло локомотива. А в 1933 году, заняв второе место во Всесоюзном соревновании, получает звание лучшего машиниста страны!

18 июня 1934 года выходит Указ Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР о награждении девяти лучших железнодорожников страны орденом Трудового Красного Знамени. Один из них – машинист паровозного депо Григорий Петрович Вяргизов. Газета «Правда» в передовой статье от 21 июля писала: «Томке, Солодовский и Вяргизов – три великолепных машиниста, которыми все машинисты СССР могут гордиться по праву как высшими образцами своей замечательной профессии. Работать, как Григорий Вяргизов, – эту задачу должен поставить перед собой каждый машинист».

Памятное награждение отметила в своей передовице 8 сентября этого же года и газета «Гудок»: «Машинист депо Чита-1 Забайкальской железной дороги Вяргизов Георгий Петрович водит паровоз № Ел 930. Прекрасный ударник, в совершенстве овладевший техникой вождения локомотива, он неизменно перевыполняет производственные измерители».

С Вяргизовым я познакомился в октябре 1977 года, когда собирал материалы для музея истории депо. Светлая память на события и лица, мягкий голос. Он вспоминал: «После вручения мне ордена на станции Чита-1 был митинг трудящихся Читинского узла. Мне подарили серебряный портсигар, патефон и отрез сукна на пальто, который куда-то исчез во время митинга».

Потом был высший орден страны — орден Ленина, и другие награды. В 1973 году решением сессии Читинского городского Совета депутатов трудящихся Григорий Петрович стал Почётным гражданином города Читы. 22 апреля 1980 года – почётным машинистом комсомольско-молодёжной колонны имени 19-го съезда ВЛКСМ.

Насколько ценили орденоносца, можно судить хотя бы по такому факту его биографии. Правда, тот случай изрядно потрепал нервы машинисту Вяргизову…

– В начале декабря 1949 года я вернулся из поездки поздно ночью (водил состав на Могзон), – вспоминал машинист. – Только лёг спать – в шесть часов утра стук в дверь. На пороге – двое военных и вызывальщица Мария Кошунова. Говорят: «Срочно собирайтесь. Паспорт и вещи с собой». О чём только не передумалось в те минуты! Привезли на вокзал, посадили в классный вагон, где уже находились машинисты Афанасий Дьячков, Владимир Ядов, Анатолий Уваров и другие. Всего 12 человек. Все орденоносцы. Выходы из вагона были плотно перекрыты офицерами МГБ. Никаких объяснений нам не дали. Через сутки поезд прибыл на станцию Отпор (ныне Забайкальск). Только тогда выяснилось: приближалось 70-летие Сталина. Нам предоставили право локомотивными бригадами, состоящими из одних машинистов, вести поезд с руководителем КНР Мао Цзэдуном…».

Остается только добавить интересный факт из жизни семьи Вяргизовых: в 1957 году родной брат Григория Петровича, Василий Петрович, котельщик ПВРЗ, был также награждён орденом Ленина.

30 ноября исполнилось 116 лет со дня рождения Григория Вяргизова. Он ушел из жизни в 1988 году, прожив восемьдесят четыре года. Похоронен на кладбище Железнодорожного района Читы.

Евгений Кравцов

Справка 

По сведениям музея локомотивного депо Чита-1, за период с 1947-го по 60-е годы орденом Трудового Красного Знамени были награждены 59 читинцев, орденом Ленина – 49, орденом «Знак Почёта» – 12 человек. Медали «За доблестный труд» получили 200 локомотивщиков, «За трудовое отличие» – 63, «За трудовую доблесть» – 45. Знака «Почётный железнодорожник» были удостоены 65 отличившихся.

2066
  • К этой статье пока нет комментариев, вы можете стать первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 2 =


Публикация в раздел "Право голоса"
Для публикации Вашей истории в разделе "Право голоса", пожалуйста, заполните поля формы. Ознакомиться с правилами публикации вы можете на странице Правила публикации
Пожалуйста, заполните необходимые поля.
×