КомментатоР

электронная газета дальнего востока

Back in the USSR: Стычка города и деревни

22 сентября 2019     12:40

Это в фильмах типа «Кубанских казаков» обитатели сел жили обильно и привольно, лоснясь от свежих овощей и румянясь, как антоновка, от парного молока и воздуха.  На самом деле были и колхозы–миллионеры с асфальтированными дорогами и благоустроенными усадьбами, и какие-нибудь Пупкины Выселки, где в последней четверти двадцатого столетия люди ни разу в глаза не видели телевизора.

Всякое было. Но, независимо от уровня благосостояния отдельно взятого сельского населенного пункта, отношение сельчан к жителям городов нельзя было назвать братски теплым. Те же чувства питали и горожане.

Бытовая социология

На самом деле, город и село, как антагонизмы, стали проявлять себя еще задолго до Октябрьской революции 1917 года. Примеры тому можно найти хоть в бунинских, хоть в чеховских рассказах. И даже классики марксизма-ленинизма ввели в оборот термин «идиотизм деревенской жизни», с научной точки зрения объясняя социальную отсталость людей, живущих на земле. А в советской литературе существовал настоящий раскол на писателей – горожан и деревенщиков. Кстати, из последних вышли такие знаковые для советской культуры имена. Как Распутин, Белов. Астфьев, Шукшин. Горожане дали литературному миру страны не менее талантливых Битова, Маканина, Довлатова, Воробьева.

Впрочем, сейчас не хочется углубляться в философские изыски. Давайте будет смотреть проще и прямее.

За что городские смеялись над деревенскими? За медлительность, непрактичность, косноязычность, излишний идеализм, отсутствие вкусов и широких взглядов на жизнь.

За что деревенские не любили городских? За хитрость, изворотливость, неприспособленность (по их мнению) к жизни, неумение работать руками, избалованность.

В принципе, обе стороны были в чем-то правы. Однако, в тайне деревенские завидовали городским, и мечта любой сельской девчонки была выйти замуж за городского. А  мечтой деревенского парня было – устроиться на работу, получить прописку и угол в общежитии. И приезжали, и прописывались, и выходили замуж, и работали – но при этом все равно оставались деревенскими людьми, не приемлющими сумасшедший ритм города и задыхающимися от его атмосферы.

Правда, возможность такую жители сел получили не так давно – каких-то 45 лет назад. Паспортная реформа 1974 года наконец-то признала крестьян полноправными гражданами, и они получили на руки серпастый и молоткастый документ, удостоверяющий личность. А вместе с ним сельчане получили возможность  относительно свободно перемещаться по самой большой стране мира. До этого паспорта  жители села получали в крайних случаях. В основном на руках у них были книжки колхозников, и для выезда из сел им был нужен веский довод – направление на учебу, брак с жителем города или организованный набор на великие стройки пятилетки. Тем, кому удалось уехать, оставшиеся земляки люто завидовали. Таким образом, крепостное право, отменное императором Александром II в 1861 году, теперь уж окончательно прекратило существование.  Потому за все эти долгие годы вынужденного рабства и сформировался генотип крестьянина – зажатого, застенчивого, малообразованного, не знакомого с нормами этикета и гигиены. Конечно, во время расцвета социализма крестьяне стали жуть несколько лучше. Но тенденция сохранялась.

Неравный брак

Мамы городских мальчиков приходили в ужас, если сын приводил на смотрины невесту–пейзанку. Страшные мысли о скорой свадьбе, срочной беременности и прописке, а затем и постоянных визитах многочисленной неприхотливой деревенской родни терзали их по ночам. И шли они на любые ухищрения, чтобы только разбить этот мезальянс. Если же городская девица вдруг облюбовывала себе крепкого деревенского парнишку – разговор был еще короче. Правда, подсознательно многие мамы были все-таки правы – союзы такие зачастую оказывались недолговечными из-за разных условий, в которых рос человек.

Впрочем, бывали случаи, когда девушка–студентка из района, имея за спиной зажиточных родителей, да еще в ранге колхозно–совхозного руководства, находила себе в городе удачную пару и держалась с родителями жениха на равных. Немало крестьян из тех, в ком сохранились гены предприимчивости и трудолюбия, по уровню жизни далеко превосходили жителей города: были и одна–две машины на семью, возможность путешествовать по стране и даже за рубеж, да и приличные вклады на сберкнижках присутствовали. Опять же свои, натуральные харчи. Так в ХХ веке представители обедневших дворянских родов скрепя сердце соглашались на брак с дочками купцов–миллионщиков.

Шовинизм каменных джунглей

В своем неприятии  городские опередили деревню. Количество анекдотов, баек, частушек подсчитать было трудно. Да и на лексическом уровне было достаточно способов подчеркнуть и унизить человека по его происхождению: дярЁвня, сельпо, лапоть, и т.д. Чита, хоть и не Москва, страдающая в годы развитого социализма от пассажиров «колбасных» электричек, но все же и у нас в магазинных очередях часто ворчали: «Конечно, вся деревня понаехала тут». А учащимся ПТУ и техникумов вдоволь доставалось от городских одногруппников. Выражения «крестьянин», «крестило», «крест» были сродни оскорблениям. Помню, в конце 80-х годов один читинский рок-музыкант именовал так всех, кто не врубался в музыку его любимого «Black Sabbath», за что регулярно получал по мордасам. Иногда это приводило к драмам – были и нервные срывы, и попытки бросить учебу. Особенно горевали девушки: вокруг было столько интересных парней, а они чувствовали себя золушками на любом празднике жизни – будь то дискотека или день рождения. И совсем немногие выбивались из золушек в принцессы.

Для этого порой приходилось прибегать к крайней мере – внезапной беременности. В те годы аборты крайне резко осуждались советской моралью и нравственностью. А соблазнители неопытных девушек подвергались суровым товарищеским судам, и подлежали исключениям из комсомола. И тем самым им фактически закрывался путь к высшему образованию. Так что если девушка была себе на уме, и имела прочный тыл в виде талантливой в искусстве публичного скандала мамы – брак был гарантирован. 

Сельский бунт

Взрослые жители провинции не любили городских генетической памятью, в которой – раскулачивание, продразверстки, лишения всяческих прав (напомним, что впервые колхозникам паспорта были выданы лишь в 1976 году, спустя 44 года после введения паспортизации в СССР!). Да и слишком очевидная разница в быте давала о себе знать. Городские представлялись этакими зажравшимися барчуками, привыкшими жить на всем готовом – вода в кране, газ в плите, еда в магазинах. И не надо вставать в 4 утра доить корову, летом до изнеможения пластаться на сенокосе, осенью ворочать многопудовые кули с картошкой и всякое время года жить обособленным, замкнутым мирком. Поэтому когда городские приезжали в село, местами начинались крестьянские восстания.

Погнали наши городских

Конфликты, перерастающие в кулачные бои, в основном возникали у подростков и молодежи. Летом и осенью на поля страны вывозились под видом трудовой практики школьники и студенты. Селили гостей обычно в клубах или спортзалах. И в первый же вечер происходил «обмен верительными дипломатическими грамотами». Деревенские, «местные», как не без страха называли их, являлись посмотреть на городских девчонок, позаигрывать с ними и спровоцировать на разборки этих городских хлюпиков. Собирались тщательно – надевали лучшее, что есть в гардеробе. Хотя дресс-код середины 80-х годов на селе был примерно такой: обязательно подвернутые кирзачи или болотники, плащи из кожзаменителя (часто продавались на выездной торговле в автолавках), джинсы и спортивные кофты–мастерки. В таком вот виде прибывшая на мотоциклах и мопедах сельская братия заваливалась во временное жилище городских. И далее начинался вечный русский спор – бессмысленный и беспощадный: «Ты чё? А ты? Да ни чё! Ну и всё! А чё ты, а?» – и затем уже звучала первая оглушительная звонкая плюха.

Дрались от чистого сердца, кулаками и подручными материалами. Городские предсказуемо проигрывали по причине численного преимущества хозяев поля. И потом клялись по приезде в город отлавливать обидчиков и жестоко мстить. Но затем как-то все забывалось само собой. Дрались-то не по злобе. Просто для порядка…

1332
  1. Аватар Ты каво моя

    Рот не порви, орешь как резанная. Что бы справку в сельсовете получить, надо было или в лапу дать, или другом председателя или директора быть. Только парни могли после армии не возвращаться, и то если вербовались в лимиту или на стройки. А девкам только через замуж можно было уехать. И в сельмаге ничего не было. Может ты в какой потемкинской деревне жила. А у нас в Забайкалье было шаром покати. Только выездная торговля и спасала.

  2. Аватар Фиа

    Враньё! Паспорта колхозникам начали выдавать в 1950-е годы, до этого можно было взять справку в сельсовете и уехать в город, там устроиться на учебу-работу и получить паспорт. Дрались не только с городскими, но и приезжими с соседнего села, например на танцы. Одевались в 80-е на селе не хуже, чем в городе. В магазины привозили и джинсы и великолепные спортивные костюмы. В статье враньё!

    • Аватар Историк в штатском

      В 1974 году было принято новое «Положение о паспортной системе в СССР» (утверждено Постановлением Совета министров СССР от 28.08.1974 N 677), согласно которому паспорта стали выдавать всем гражданам СССР с 16-летнего возраста, впервые включая и жителей села, колхозников. В 50-х годах вы вместо паспорта получили бы хрен по всей морде. Вы неграмотный тролль, не обессудьте.

Добавить комментарий для Историк в штатском Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


9 + 2 =


Публикация в раздел "Право голоса"
Для публикации Вашей истории в разделе "Право голоса", пожалуйста, заполните поля формы. Ознакомиться с правилами публикации вы можете на странице Правила публикации
Заполните необходимые поля.
×