ОСОБАЯ ПАПКА: Угонщик самолета из Читы стал единороссом

Уже прозвучали в эфире и были напечатаны в газетах исторические слова нового генсека СССР Горбачева про «новое мышление». Уже прошел сквозь Читу по Транссибу, сияя непривычно-чистыми синими и желтыми вагонами транссибирский экспресс «Мюнхен-Хабаровск». Уже стали забываться слова песенки в исполнении Аркаши Северного «Решили два еврея похитить самолет». А на самом деле все только начиналось. Чита стала первой в списке терактов и воздушного пиратства перестроечного времени.

Ничто не предвещало

Самолет Якутского управления гражданской авиации с ботовым номером СССР-47845 пилотировали Виталий Абрамян – армянин и второй пилот – Шамиль Гаджи-оглы Алимурадов, лезгин по национальности. Штурман, бортмеханик и стюардесса были русскими.

Рейс 101/435 вылетел 19 декабря 1985 года из Якутска, затем сделал посадку в Нерюнгри. Впереди ждали  Чита и конечный пункт маршрута – Иркутск. На борту находились 46 пассажиров.

Как пишется в  плохих авантюрных романах – «ничто не предвещало трагедии». Но еще один штамп – «роковое стечение обстоятельств» — как нельзя лучше подходит к тому, что произошло, когда Ан-24 стал заходить на посадочный курс читинского аэропорта.

Штурману приспичило в туалет. В это же время второй пилот Алимурадов ненадолго вышел из кабины, затем вернулся и сказал. Что стюардессе нужна помощь бортмеханика – что-то там заклинило в салоне. В кабине остались командир и второй пилот. Внезапно лезгин выхватил из своего «дипломата» самодельный кинжал,  сделанный по образцу кавказских клинков, и приставил 25-сантиметровое лезвие к горлу своего командира. Приказ был короток и ясен – летим в Китай.

Штрих к портрету

Шамиль Гаджи-оглы Алимурадов задумал побег за границу уже давно. Главная причина – отсутствие картерного роста. Несмотря на окончание летной академии, его так и не повысили до должности командира воздушного суда. Возможно, причиной тому была излишняя вспыльчивость и потеря самообладания, что в небе привело бы к трагедии. Алимурадов бомбардировал жалобами министерство гражданской авиации, причем порой в выражениях не стеснялся. В результате его пять раз отстраняли от полетов, и направляли на осмотр к невропатологу. Однако летное удостоверение не изъяли и оставили в ранге второго пилота.

Тайком от всех, обидчивый кавказец подавал прошения в посольство США с просьбой разрешить ему въезд в Штаты. Однако получал отказ. И тогда он принял последнее решение…

Бросок на юг

Алимурадов заблокировал замок кабины – теперь прочие члены экипажа уже не смогли бы в нее попасть. В это время командир Ан-24 Виталий Абрамян умудрился нажать кнопку, сигнал которой оповестил читинских авиадиспетчеров о захват самолета террористом. После чего послушно повернул самолет в сторону китайской границы.

Абрамян хотел схитрить, и под видом Китая посадить борт на полосу военного аэродрома Степь. Но второй пилот тоже имел большой летный опыт – он сразу понял замысел командира и пригрозил перерезать ему горло. Пришлось лететь через границу.

Консульские службы СССР уже предупредили китайскую сторону об угоне самолета. Надо сказать, что отношения между СССР и КНР в те времена был далеко не дружественными. В школах учеников по-прежнему готовили к войне с южным соседом. Однако в этот раз китайские власти не стали прибегать к радикальным мерам и уничтожать чужое воздушное судно над своей территорией. Местом посадки был указан аэропорт города Цицикар. Однако не обошлось и без пакостей – стрелка радиокомпаса Ан-24 стала «плясать» туда-сюда. Командир корабля сразу сообразил, что китайцы намеренно сбивают самолет с курса, что бы у него кончилось горючее. В таком случае  китайская сторона оставалась как бы, не причем, но некоторое отмщение за поражение на Даманском полуострове 16 лет назад имело бы место.

Китайская рулетка

Алимурадов понял, что они уже за пределами СССР и немного успокоился. А Абрамян стал решать сложнейшую задачу – как сберечь жизни пассажиров. Китайские диспетчеры намеренно водили самолет по кругу в горном районе. Тогда на свой страх и риск командир изменил курс и стал лавировать над многочисленными рисовыми полями, выбирая более-менее доходящую площадку. Один раз почти выбрал, но боковой ветер стал нести машину на провода ЛЭП. И еще один круг, и еще. Горючее стремительно таяло. Наконец Абрамян разглядел прямой участок шоссе. Для посадки требовалось 1200 метров. Здесь не было и километра. И все же мастерство летчика оказалось таковым, что никто из пассажиров не пострадал. Даже самолет получил лишь самые незначительные повреждения. Произошло это в 14.30 по местному времени. Со времени захвата не прошло и двух часов.

«Теплый» прием

Китайские колхозники из поселка Ганьнань, в провинции Хэйлунцзян, увидев приземлившийся самолет, немедленно сообщили председателю. А тот – в Цицикарский комитет компартии КНР. Подразделения спецслужб и армии прибыли только к 8 часа вечера – все это время самолет находился в кольце далеко не дружелюбно настроенных крестьян. Командир пытался связаться по рации со своей стороной. Однако канал связи стали усиленно глушить.

Тем временем внутри самолета творилось что-то невообразимое. Испуганные люди жаловались то на  сердце, то на давление. Туалет был переполнен. К тому же на улице похолодало до — 25ºС, и в салон так же стало стремительно холодать – не спасала даже зимняя одежда.

Через какое-то время после переговоров, террориста увезли представители китайских спецслужб. Между ними и Алимурадовым состоялся такой диалог (по материалам газеты «Дацянь щицзе», за октябрь 1986 года) 

— С какой целью вы прибыли в Китай? — спросили китайские военные у угонщика. — Какие у вас требования?
— У меня нет требований, я один, правда, у меня есть просьба. Первое: разрешить запустить самолет — пассажиры замерзли, их надо согреть. Второе: я прошу политического убежища.
— Мы вам гарантируем политическое убежище, но вы должны сотрудничать с нами, — ответили военные.

Алимурадова сразу же отвезли в администрацию деревни, где прошел первый допрос.  А пассажирам выдали теплую одежду, позже привезли горячую пищу.  Однако самолет покинуть они не могли.

На родину!

Китайский плен  в советском самолете для жителей Якутии, Забайкалья и иркутян длился более суток. Через 29 часов на место приземления прибыли сотрудники советского посольства во главе с послом.  На автобусах намерзшихся, перепуганных и голодных пассажиров злополучного рейса доставили в Цицикар, а оттуда в Харбин. 21 декабря самолет с заложниками приземлился в Чите.

Угнанный Ан-24 с помощью тяжелой техники перетащили на ближайшую подходящую площадку.  В январе 1986 года специальный экипаж летчиков транспортной авиации с аэропорта «Черемушки» подняли борт в воздух, посадив его затем в читинском аэропорту. Операция была завершена и стала первым событием, которое послужило началу потепления советско-китайских отношений.

Из тюрьмы – в «Единую Россию»

Китайские власти не стали делать из Алимурадова героя – 4 марта 1986 года шанхайский суд приговорил его к восьми годам тюрьмы. Затем, в 1990 году его выдали советским властям, которые дали ему пять лет. Дальнейшая судьба его зато сложилась весьма успешно. В китайской тюрьме он отсидел всего два года. Затем вышел по условно-досрочному освобождению, устроился преподавателем в Харбинский мединститут и даже успел жениться на местной жительнице. Правда, в 1989 году его передали советской стороне. В СССР он отбыл в местах заключения еще пять лет. Сейчас,  по данным  News.Ykt.Ru, он занимается бизнесом и является членом партии «Единая Россия». У него двое детей.

Награда не нашла героя

А вот Виталия Абрамяна вместо награды ждали долгие допросы в КГБ. Чекисты никак не могли поверить, что командир, да и другие члены экипажа не знали о замыслах своего коллеги. В итоге Абрамяна лишили пилотского удостоверения, и по его словам, из интервью одному изданию, он не мог устроиться даже грузчиком в гастроном.

С неимоверными усилиями ему удалось стать сперва бортоператором (что-то вроде грузчика, только на самолете), и затем заново пройти всю карьеру, завершив ее в 1998 году илотом первого класса. Сейчас Виталий Абрамян работает в московском представительстве авиакомпании «Якутия». За свой подвиг (а по-другому это никак не назвать:  в чужом небе, под угрозой смерти, спасти и людей и машину) он так ничего и не получил.

Использованы материалы СМИ и воспоминания сотрудников РУ ФСБ по Забайкальскому краю

На фото:

     Тот самый Ан-24 после возвращения из Китая

Угонщик Алимурадов в китайском суде выслушивает приговор

Командир Ан-24 Виталий Абрамян

 Фото News.Ykt.ru

2920 23 1 Вы уже голосовали
вернуться на главную

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 9 =


Дед Мороз 8-914-522-84-84
portrait
portrait
portrait
chita.cok24.ru
СМС-75
http://kiberservis.ru/