К Дню Авиации: Воздушное прошлое Забайкалья

По сравнению с серединой 80-х годов, небо над Читой можно назвать мертвым. Сведущие люди уже прекрасно разбираются – это садится рейс из Москвы, а это — канадский борт пошел на Хабаровск. А вот  заходит на посадочную глиссаду самолет из Иркутска.  И теперь уже трудно поверить, что когда – то воздушное пространство над Читой практически ни на минуту не оставалось свободным. А глаз радовался разнообразию летательных аппаратов.

От Могочи до Токио

В этом году исполнилось 85 лет с того дня, как в Чите появился собственный аэропорт. На самом деле, это была всего лишь небольшая аэростанция – так называли ее в официальных документах. Располагалась она там, где сейчас ожидает своей участи военный аэродром «Черемушки». И было на этой станции всего два здания – барак для начальника и пилотов, и водомаслогрейка. А все оборудование состояло из нескольких ручных насосов. Впрочем, пилотам было не до комфорта. Перед ними стояла задача – изучение условий для прокладки регулярных трасс. Разведка велась на самолетах Р-1, Р-5,  и чуть позже — на новеньком К-5, который уже имел герметичную пассажирскую кабину с восемью мягкими креслами и туалетом. Эти самолеты стали регулярно перевозить пассажиров от Читы до Могочи уже на следующий год. В этом же году над Читой можно было видеть громоздкие, и очень вместительные для своего времени АНТ-6. Они садились в Читу для дозаправки, и шли дальше на Харбин и Токио.

Чуть позже авиапарк Читы пополнился пятью машинами У-2, которые выполняли противопожарные и санитарные рейсы.

Самые большие

Уже через пять лет после окончания войны читинское авиапредприятие, в рамках международной договоренности, стало выполнять рейс Чита – Пекин. Полеты проходили на Ли-2 – лендлизовской копией американского «Дугласа». Но в 1952 году его стал вытеснять новенький Ил-12. Кроме Пекина, эти двухмоторные пассажирские машины летали в Хайлар и Пхеньян.  А на местные линии в 1954 году пришел Ан-2.

Первым самолетом большого класса, который сел  в Чите, стал Ан-10. Для своего времени это было чудо инженерной мысли конструктора Антонова. Четыре турбовинтовых двигателя были способны оторвать от земли махину весом в 51 тонну со 132 пассажирами на борту.  Ан-10 выполнял перевозки на трассе Чита – Москва с пятью промежуточными посадками.

В 1969 году в качестве проверки на предмет использования Читы, как запасного аэродрома, на местной полосе сели Ил-62 и самый большой на то время пассажирский самолет в мире Ту-114.

Все выше…

Реактивная эра в Забайкалье началась в августе 1965 года, когда на полосу читинского аэропорта сел Ту-104. Отныне именно этот самолет соединил Читу с Москвой. Заменит его Ту-154 только в 1978 году, и станет главным кораблем читинского аэропорта.  Примерно тогда же начнут чертить дымные полосы над Читой Як-40. Ли-2 полностью уйдет в отставку, уступив место новеньким Ан-24. А оставшиеся Ил-14 переведут на местные линии. В начале середине 80-х годов к ним добавиться маленький юркий Ан-28 и элегантный чешский Л-410. Но основными лошадками останутся неприхотливые Ан-2, которые можно было видеть в небе чуть не каждую секунду.

География. Том первый.

 Сейчас уже никто из младшего поколения, не поверит, что Чита была связана с сорока  городами СССР, в т.ч. со столицами Украины и Казахстана, а так же с курортными Краснодаром и Симферополем. Планировался и был осуществлен пробный рейс еще и в Ригу, но ввиду малой востребованности был отменен.

Ближний круг – то есть города Восточной Сибири – Алдан, Якутск, Улан-Удэ, Нерюнгри, Иркутск, Бийск, Тахтамыгда обслуживались машинами Ан-24 и Як-40. Первые летали медленнее, но вторые были не экономичными, за что пилоты прозвали их «керосинками». Все прочие дальние рейсы, от Владивостока  и до Ленинграда выполнялись на Ту-154. Стоит отметить, что Читы была единственным крупным аэропортом, где не эксплуатировался Ту-134, по причине экономической нецелесообразности.

География. Том 2.

Проблем с полетами в райцентры не существовало. Каждый день с ВПП читинского аэропорта уходили в небо до 30 рейсов местных линий. Практический каждый райцентр имел аэропорт и был связан с Читой. Кроме райцентров, самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-8 регулярно летали в труднодоступные населенные пункты Забайкалья: Юмурчен, Ср. Калар, Зеленое озеро, Ср. Олекму. Даже из таких сел, как Цурухайтуй Приаргунского района, или Шумиловка Красночикойского, можно было улететь в Читу.

А еще были рейсы и сугубо внутреннего значения, без захода в Читу. Например, ветеран Ил-14 перевозил пассажиров по треугольнику Газ.-Завод – Нер.-Завод – Калга. Бывало, что люди каждый день летали самолетом на работу.

Еще один Ил-14 летал от Читы до Красного Чикоя. В 1984 году его заменили на Ан-28. А в Кыринский район с 1982 года стал летать Л-410. В Краснокаменск же отправлялись три раза в день Ан-24. В принципе, краснокаменская полоса могла принимать и Ту-154. Учитывая, что этот город был не местного, а союзного подчинения, планировался рейс Москва – Новосибирск – Краснокаменск.

 

Алкотур на Арахлей

 

Когда в 1972 году в СССР началась очередная кампания по борьбе с пьянством и спиртное стали продавать с 11 часов, особо страждущие  покупали за 1 р.20 коп билет и летели первым рейсом в Преображенку, где водка продавалась с 9 утра. Похмелившись, с довольными лицами они возвращались в Читу и шли на работу.

Небесные грузчики

Военно-транспортный аэродром «Черемушки» тоже вносил разнообразие в картину читинского неба. Никто в те времена не удивлялся басовито гудящим гигантам Ан-22, рокочущим крылатым вертолетам Ми-6 или Ми-10 (летающий кран).  На ежегодно устраиваемой в аэропорту выставке участвовали не менее тридцати типов летательных аппаратов.

Расцвет на закате

К 1990  году в области регулярно функционировали 42 аэропорта. К этому же времени планировалось строительство летного поля в Агинском. Но начались лихие 90-тые, и вскоре все рейсы были отменены как нерентабельные. Два Ту-154 отправили летать в Иран. Районные аэродромы заросли травой, а останки «аннушек» беспомощно сгрудились в укромных уголках Кадалы. Наступала эра не полетов, а «откатов». Одними из первых в этой войне пали читинские самолеты…

 

На фото: взлет ту-104 в аэропорту Кадала. 1972 год.

Фото с сайта «Старая Чита»

410 7 0 Вы уже голосовали

на главную

Комментарии (1)

  1. А знаете, сколько стоил билет от Иркутска, где я училась, до Читы? 14 рублей. По студенческому билету, соответственно, 7 руб.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 6 =


chita.cok24.ru
portrait
portrait
portrait
СМС-75
http://kiberservis.ru/