СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Загадка Еврейского кладбища, или надгробие в лесу

Реставрация Площади Декабристов обнажила спрятанные много лет останки надгробных плит с безбожно разворованного еврейского кладбища, существовавшего долгое время на пятачке ул. Баргузинская — Кирова — Артиллерийские склады. Меня это настолько взбудоражило, что навело на мысли погрузиться в расследования «в дела минувших дней, преданья старины глубокой».

Когда-то давно, в 1975 году на месте закрытого с 1920-х годов еврейского кладбища по улице Ленина, 2, построили многопрофильное училище, сравняв с землей осколки чьей-то памяти. Именно тогда пожилая еврейка, которая вызвалась сторожить стройку, прокляла всех и вся, напророчив, что «ничего-то у вас из этого не выйдет». Под покровом ночи трудились экскаваторы, сгребая в кучу надгробные плиты, пока ковш одного из них не своротил на сторону тяжелый могильный камень. Собравшиеся в тот момент строители обалдело смотрели на чудесную находку: золото!!! И, правда, золото, и много – целая жестяная банка из-под чая, набитая доверху золотыми дореволюционными рублями. Возникла ли тогда у кого-нибудь мысль, что кладбище откупается? Будто говорит: оставьте нам наших мертвецов, не троньте их покой! Но магия золотого металла сделала свое дело. Приехала специальная комиссия «оттуда» и, забрав находку, неотлучно следила за дальнейшим строительством, которое теперь уже больше напоминало раскопки. Чуть позже нашелся и второй клад, правда, поменьше. После рылись еще, и еще. Среди строителей пошел слух, что золото это принадлежало отступающим из Читы отрядам атамана Семенова…

Кладбище потихоньку растаскивали, одновременно возводя остова стен будущего ПТУ-2. Оставшимися плитами потихоньку мостили продолжение улицы Ленина, часть осталась все там же на территории ПТУ. Остальное свезли на Площадь декабристов. Для «облагораживания территории».  Сегодня, когда вновь зашла речь о реставрации и облагораживании, уложенные когда-то плиты, вывернули вновь наизнанку нынче уже с благой целью – засвидетельствовать запоздалое почтение к мертвым.

Надгробие в лесу 

Всем известна пословица, что на ловца и зверь бежит. Вот и возникла, словно неоткуда, неожиданная для меня находка за Обьездной трассой, выше улицы Славянской, что в микрорайоне Сосновый Бор. Давно уже ходили слухи, что если перейти дорогу в сторону леса, но свернуть от ягодной тропы резко вправо и идти ровно столько, чтобы уткнуться в сточный бетонный желоб и ступеньки, то можно увидеть странное зрелище: руины каменного здания размером с небольшую комнату и две могильные ямы, рядом с которыми старое надгробие с письменами на иврите. Стены здания выложены из дикого камня. Изнутри есть следы голубой штукатурки. Судя по растительности, здание пустует лет 50, не больше. Что касаемо могил, то вырыты они тоже недавно, и могильный камень сворочен на сторону также, хотя и это спорно.

О странной находке заговорили только в 2017 году на форуме «Еврейские корни», хотя видели ее, и я в том числе, уже много раз. Один из старожилов микрорайона выложил фотографии захоронений. В ходе переписки, выяснилось, что когда-то рядом протекал ручей, его еще называли Лебединым, непонятно почему. Надпись на надгробном камне расшифровали коллективными силами, что «Здесь лежит Арья, сын Михаэля из семьи Радзивильер, умерший в 1922 году в возрасте 48 лет».

Что интересно, на мацеве, вертикальном плоском надгробном камне, имеется выемка для фотографии. А ведь известно, что иудейские памятники, изготовленные в строгом соответствии с канонами, выглядят иначе, нежели христианские. Прежде всего, ещё в Ветхом Завете говорится о недопустимости любого изображения человеком людей — это право есть, как говорится, только у Бога. Традиция ставить медальоны с фотографией умершего – это уже приметы начала 20 века и говорит о тесном соседстве с христианством.

Дальше, вокруг эпитафии можно разглядеть изображение растений и крупных листьев. Эта традиция использования растительных и зооморфных мотивов, особенно в рамке вокруг эпитафии, пришла из Центральной и Восточной Европы. Цветущие растения в первую очередь просто декоративны, но говорят также и о плодотворной деятельности усопшего на пути добра.

Много споров вызвало каменное сооружение. Но большинство сошлось на том, что это все-таки склеп, куда могло единовременно поместиться не более 4-5 человек, которые пришли попрощаться с усопшими. И архитектура довольно скромна. Однако совершенно сбивает с толку факт отдаления от кладбища. Ведь ведущие раввинистические авторитеты требовали, чтобы такой участок находился в постоянном владении общины, был огорожен и отдален от других участков минимальным расстоянием в четыре локтя. Единственное, что приходит в голову, так это желание уберечь могилы своих родных от еврейских погромов, которые прокатились по стране в начале 1920-х годов. В Чите особенных волнений не наблюдалось, но еврейское кладбище официально закрыли именно в начале 20-х годов с формулировкой «находится в опасном соседстве от артиллерийских складов». А тот факт, что растительность внутри довольно скудная, и от могил остались лишь зияющие ямы, говорит о том, что сам склеп покинут относительно недавно, и те, кто навещали своих родных, уехали отсюда, забрав, очевидно, с собой прах своих предков.

Теплова О.А.,

библиограф ЗКУНБ

 им. А.С. Пушкина 

Фото автора

 

1209 2 0 Вы уже голосовали
вернуться на главную

Комментарии (2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


9 + 2 =


Дед Мороз 8-914-522-84-84
portrait
portrait
portrait
chita.cok24.ru
СМС-75
http://kiberservis.ru/