РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ ТОРГОВЛИ. Часть II.Плевок с высоты рекламной конструкции

Пока читинцы готовились к Новому году, курсировали по ярмаркам и распродажам и веселились на корпоративах, в Чите продолжалась война. Слава Богу, она идет не на улицах города. Она идет в чиновных кабинетах и залах суда. Но люди в погонах на этой войне задействованы, как и положено. А цели у войны две – городской бюджет, и внешний вид города. 

В конце сентября «К», в статье «Ремонт двигателя торговли» рассказал о том, что происходит на рынке наружной рекламы в столице Забайкалья. Итак, краткое содержание предыдущей серии.

Как это было

В 2018 году были изменены правила установки рекламных конструкций на улицах Читы. Изменения коснулось, прежде всего, порядка предоставлений земельных участков – если раньше действовал порядок аукциона, то теперь мэрия Читы решила проводить конкурсные торги. Недостатком аукционной схемы было то, что несколько игроков рынка за более чем скромную сумму нахватали в разных участках города места  под конструкции, воткнули их там, порой не считаясь с требованиями безопасности дорожного движения, с требованиями градостроительных актов и другими нормативами. Иногда владельцы конструкций спиливали деревья, если те, по их мнению, закрывали часть рекламного баннера. А затем началась самая настоящая вольница – конструкции сдавались в субаренду, а порой и просто стояли без дела, ржавея и грозя обрушиться на головы горожан. Никто за этим хозяйством не следил. А в городскую казну  со всего этого хозяйства (а это почти 1500 конструкций) капало 1,5 миллиона рублей. Нет, не в месяц.  А в год. В то же время некоторые владельцы только на сдаче в аренду имели доходы от миллиона рублей в месяц. И это их очень устраивало.

Затем, в кой веки раз, городская администрация приняла обоснованное и логически верное решение. Аукцион был  заменен конкурсом. Теперь тем, кто желал заняться рекламным бизнесом, пришлось брать в аренду у города не единичные конструкции, там, где заблагорассудится, а целыми лотами, то есть – наборами участков для установки этих самых конструкций. Лоты формировались так, что бы обеспечить всем участникам конкурса равные возможности  в плане покрытия города. Например, в любом лоте часть мест определялось в центральных районах Читы, часть, на окраине, часть — вдоль оживленных трасс. Это позволило резко увеличить доходы в городской бюджет. Для сравнения – если в 2017 в бюджет от наружной рекламы пришло 1,5 млн. рублей, то в 2018 – 22 миллиона. Тут уже неуместна будет фраза «почувствуйте разницу». Такие деньги для городской казны очень и очень не лишние.

Война на три фронта

Но те игроки рекламного рынка, кто привык жить по старинке, наживая капиталы просто посредничеством, и не следя за состоянием арендованных конструкций, согласиться с новым порядком никак не могли. Они начали наступление с трех сторон. Первый фронт был открыт в СМИ, где новый порядок вещей было объявлен рейдерским захватом. В авангарде наступления на этом фоне выступила Забайкальская медиа-группа (ЗМГ). Она во всех форматах тиражировала мнения трех активных «борцов с режимом», которые сладко почивали на лаврах доконкурсной эпохи. Это предприниматели Дехтярук, и супруги Поволяевы, имеющие каждый свое  ИП.

Небольшое отступление: когда еще в 2016 году впервые зашла речь о том, что рынок наружной рекламы в Чите надо бы привести в порядок, то ЗМГ активно включилась  в этот процесс, объявив о создании Ассоциации легальных рекламопроизводителей и  начав акцию «Забань баннер». Целью этой акции было выявление нелегальных рекламных конструкций, которыми Чита на тот момент была буквально усеяна.

И еще один нюанс: наведение  порядка на рынке рекламы поддержала и Торгово-промышленная палата Забайкальского края. Президент Палаты Андрей Марков заявлял в интервью все той же ЗМГ: «Предложение само по себе здравое. Необходимо тщательно подготавливать документы для конкурса. Почему у нас администрация и говорит, что «там пакет документов минимален». Здесь же необходимо прописывать все требования, работать с этими рекламными компаниями».

Казалось бы, причем тут Любин?

А потом начались просто чудеса в решете. ЗМГ в лице телеканала ЗабТВ, газеты «Экстра» и портала «Заб.ру» начинает «мочить» идею конкурса, его инициаторов, мэрию, гордуму и наконец – победителей конкурса. И Торгово-промышленная палата так же внезапно поменяла мнение и стала на защиту лишенных своих активов рекламщиков. Но президент в Палате был уже другой – Андрей Любин. И он же является владельцем той самой ЗМГ, кстати – это крупнейший медиахолдинг в Забайкалье. Теперь конкурс стал подаваться как рейдерский захват, а его разработчики уличались в коррупции чуть не в особо крупных размерах. Не потому ли это произошло, что сам новый президент ТПП имеет свой интерес на рынке наружной рекламы? А те, кого публично защищают журналисты ЗМГ, платят неплохие деньги? Интересно – по черной или по белой схеме? Впрочем, не нам это решать. Свечку никто не держал.

Второй фронт, открытый «оппозиционерами» — это инициирование различных проверок – от прокуратуры до Антимонопольного комитета и ОБЭП.

Третий фронт – судебный. Все «обиженные» стали засыпать судей всех инстанций исками  с требованием вернуть прежний порядок вещей.

Баба-Яга против

Что же хотели оспорить в судах упомянутые выше господа?

Как зацепку, они пытались использовать то, что информация о конкурсе была размещена на сайте городской администрации, а не сайте госзакупок. Однако, мало-мальски  грамотный юрист знает, что в этой сфере размещение информации на сайте «Госзакупки» необязательны.

Звучала претензия о том, что конкурс потребовал подготовки неимоверно большого количества документов. Однако юристы, разрабатывающие положение о конкурсе, представили доказательства того, что никаких особых новаций  в документообороте не было. Количество документов практически не изменилось. Все, кто получал ранее разрешения на установку конструкций, собирали точно такие же пакеты документов.

— Можно было взять прошлый пакет документов, отксерокопировать его и приложить к заявке, – пояснили корреспонденту «К» в мэрии Читы. – Или обратится к тем же разработчикам, что эти документы и делали – у нас в Чите много инженеров, которые с радостью возьмутся за любую работу. Они рассчитают и ветроустойчивость, и все прочее параметры. Никаких сверхрасходов это не несет.

Кстати, дело в этом процессе доходило до откровенных курьезов. ИП Поволяева  в своем заявлении в суд заявила, что не успела собрать все необходимые документы. Но вот что странно – ее супруг, тоже индивидуальный предприниматель, занимающийся тем же бизнесом, документы собрать успел. Как так получилось – никто из них объяснить не смог.

Особое раздражение вызвал пункт о том, что владельцы конструкций обязаны благоустраивать прилегающую территорию. А именно – поставить скамейку, посадить несколько деревьев и установить вазоны для цветов. На такие траты те, кто привык раньше качать деньги буквально из воздуха, пойти никак не могут, заявляя о разорительных суммах. На деле неплохую скамейку можно приобрести с установкой тысяч за десять, а вазоны обойдутся примерно в три тысячи. Кстати, одна из читинских рекламных фирм просто приобрела пресс-формы и решила сама изготавливать подобные емкости для цветов. Это очень показательный пример – все вокруг вовсю хают городские власти, но когда дело доходит до личного участия в благоустройстве города, даже в самых малых масштабах – раздается не менее дикий визг о том, что «мэрия жирует на наши деньги». Прокуратура пыталась опротестовать положение о благоустройстве, но суд оставил норму о благоустройстве в силе, справедливо решив, что Читу нужно благоустраивать, и при участии рекламщиков — если они сами не возражают помочь родному городу стать краше.

Еще одной «красной тряпкой» стала обязанность отдавать определенное количество конструкций под социальную рекламу – то есть, под ту, что не несет коммерческой прибыли. Это может быть поздравления горожан с праздниками, объявления о благотворительных акциях и т.д. Сейчас мэрией установлен норматив: от 5 до 7 % конструкций на общественно–полезное дело. Недовольные бизнесмены заявили, что они и раньше отдавали свои конструкции на подобное, однако отчета представить не могут, так как, по их словам «все делалось просто на основе устной договоренности». То есть одна фирма разрабатывала макет баннера, другая печатала, его, а владельцы конструкций просто разрешали его вешать у себя. Теперь же вся социальная реклама должна проводиться по официальной отчетности, причем владелец  будет отвечать за содержание баннера. Это тоже никак не устраивает тех, кто привык работать в тени.

Формат статьи не позволяет рассказать о других хитростях, на которые идут представители серого рынка, Пока ясно одно – просто так они не сдадутся, тем более за ними стоят вполне определенные влиятельные господа. Судя по всему, впереди – еще не один суд, не одно разбирательство. И вот парадокс – впервые в истории города нашлись люди, которые настолько уверены в том, что их интересы выше общепринятых норм, что идут напролом, не считаясь ни с чем. На свой город, где они родились и выросли, им и вовсе наплевать с высоты своих рекламных конструкций.

P.S. Пока этот материал готовился к публикации, стало известно, что 26 декабря было с треском проиграно очередное дело, на сей раз по иску от г-жи Поваляевой. Суд признал правомочными все действия администрации города. Рекламный рынок города отныне будет соответствовать современным нормам, и перестанет уродовать облик краевого центра.

(продолжение следует)

Андрей СЕРЕГИН

 

1433 3 0 Вы уже голосовали
вернуться на главную

Комментарии (4)

  1. Очень странно читать именно такой текст, так как ещё по лету у вашей редакции было другое мнение по этому рынку.
    Создалось впечатление, что статья заказная, так как написана не в вашем стиле, а в стиле больше рекламной статьи для создания общественного мнения. Более того, большенство слов и оборотов от одного рекламщика а-ля депутата лоббисте
    рекламы, о котором ни слова в текстах.
    И кстати, о документах на конкурс это совсем не так как вы пишите- просто отсканировать предыдущие документы. Там целый список архитектурных требований требующих порядка 600 тысяч рублей на подготовку одного лота для подачи заявки на участие, а лотов было около 11…
    Вообщем Захаров и ко прогнулись и больше нет нормально не зависимого сми в крае
    Отписка…

    1. «По лету» мы об этом не писали. Осенью вышла первая часть этой статьи. Мы сразу указали свою позицию — единственное решение городских властей, которое можно и нужно поддержать. Тут речь идет о развитии событий. Никто ни под кого не прогибался. Уж кого-кого, а нас в преданности властям заподозрить трудно. Нас все еще за антимихалевский митинг плющат. Но когда речь идет о благоустройстве и приданию Чите цивилизованного вида — мы «за».

    2. По ходу, один из обиженных рекламщиков пишет. Из тех, кто зажопил несколько килорублей на скамейки и деревья. Сразу начинается поиск ведьм, демагогия насчет «продались» и т.д.

    3. А че сам-то фамилию депутата не назвал? Если так уверен в своей правоте? Называй!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


3 + 8 =


Дед Мороз 8-914-522-84-84
portrait
portrait
portrait
chita.cok24.ru
СМС-75
http://kiberservis.ru/