РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ ТОРГОВЛИ. ЧАСТЬ I. За что боролись?

Пару лет назад в Читу приезжал наш коллега из Улан-Удэ. Первое, на что он обратил внимание – обилие рекламных баннеров. По сравнению  со столицей Бурятии, Чита была просто с ног до головы залеплена металлическими конструкциями, стоящими порой буквально чуть не в метре друг от друга. Тогда наш гость решил, что в Чите очень интенсивная деловая жизнь. К сожалению, он ошибался.

Уже давно прошли времена, когда рекламу называли двигателем торговли. С тех пор реклама стала отдельным видом бизнеса. И бизнес этот требует места под солнцем, причем в прямом смысле.  Листовки можно раскидать по почтовым ящикам, или расклеить в маршрутках. Их можно раздавать прохожим. В Чите появились рекламные скамейки и рекламные мусорницы. Все это как–то, более или менее, вписывается в городской ландшафт. Но обилие внушительных рекламных  конструкций под баннеры за последнее десятилетие изуродовали облик Читы до гротескного вида.

Все, как в лихие 90-тые

Еще совсем недавно главные улицы Читы, особенно Бабушкина, Ленина, проспект Белика,  были нафаршированы рекламными конструкциями, как украинская колбаса – салом. А содержание расположенных рядом баннеров вызывало гомерический смех. Например – один баннер нес на себе счастливые лица молодоженов, обменивающихся кольцами, а следующий мрачно рассказывал о похоронных услугах по высшему разряду. У всех на слуху примеры с рекламой крепежных изделий, где был изображен повесившийся человек, и поздравительный баннер по поводу Дня Победы с вопиющими грамматическими ошибками, что говорит о низком профессионализме, и случайных людях в данной сфере.

Ситуация с рекламными конструкциями, да и с самой рекламой в Чите напоминала ситуацию с торговлей водкой в лихие 90-е годы. Тогда, после горбачевского сухого закона, сорокаградусной торговали даже в больницах и Домах культуры. А уж о качестве напитков и говорить не стоит. Недавно такой же хаос творился на рекламном рынке Читы. И в гонке за прибылью все как-то позабыли, что наш город – это все-таки краевой центр, с международным аэропортом, Транссибом и выходом к китайской границе. Как бы не говорили, а – статусный город. И облик его должен быть соответственным. Но долгие годы об этом никто не думал.

Продано!

Администрацию Читы принято ругать. И это правильно. Благоустройство находится порой на противозачаточном уровне, а дороги, тротуары, отвод ливневых вод, зеленые насаждения, городской транспорт достойны разве что захудалого райцентра. И уж кого-кого, а портал «К» трудно упрекнуть в ангажированности. Но иногда власти на самом деле предпринимают реальные шаги по улучшении облика краевого центра.

Так случилось и с пресловутым конкурсом по предоставлению мест на установку рекламных конструкций. Не будем углубляться в юридические формальности – это никому не интересно. Скажем лишь, что прежде места выделялись по принципу аукциона — кто больше предлагал за место под рекламную конструкцию в местный бюджет, тот и столбил за собой место. Но в результате нехитрой схемы (сговор), на каждое место находился всего лишь один претендент на установку, и аукцион носил формальный характер – казна получала самую минимальную ставку, то есть не добирала денег сильно, а владелец быстренько втыкал в приглянувшееся ему место железную колонну, и хорошо если так, а то некоторые «особо одаренные» предприниматели просто внаглую устанавливали свои конструкции без торгов. А потом они лихо вырубали всю зелень вокруг, дабы она не закрывала вид на их рекламу. Ни для кого не секрет, что в Чите и так с зеленью беда – большинство скверов и аллей были снесены под строительство  торговых центров. А вот такие «рекламщики» довершили начатое. Кроме того, нещадно уродовались газоны. А порой фундаменты конструкций бесцеремонно «оккупировали» тротуары.

В итоге, в Чите появилось свыше двух тысяч рекламных конструкций, превративших город в лоскутное одеяло.

Проститутки и туалетная бумага

Может быть, мэрия и дальше не обращала бы внимание на этот бардак, но вопросы приведения в порядок рынка наружной рекламы стали обсуждаться на уровне правительства России – не только Чита стала жертвой «рекламизации». Потому  пришлось принимать меры. Да и высокие гости в Читу нет-нет, да заглядывают. Помните, какой разнос мэрии устроила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко этим летом? Причем разнос был абсолютно по делу. Словом, пришла пора ворочать отходы рекламной жизнедеятельности в авгиевых конюшнях городских улиц. И тут в мэрии мрачно удивились. Выяснилось, что почти половина всех конструкций оказались левыми! То есть, они даже не числились ни в каких реестрах. Получается, что некие оборотистые граждане (наши упомянутые выше «герои») просто подогнали технику, и воткнули конструкцию в приглянувшемся местечке. И ведь верно, что наглость – второе счастье. Схема прокатила! Правда, когда после всех согласований, городские власти приступили к сносу конструкций, хозяева тут же объявились, и побежали по судам.

При этом значительная часть конструкций просто не работала по прямому назначению. В лучшем случае, рабочая плоскость была затянута баннером белого цвета, который от всех погодно-атмосферных катаклизмов из белого превратился в подобие использованной туалетной бумаги или грязного носового платка. Иногда на таком «нейтральном» фоне хозяева конструкций размещали свои телефоны для желающих взять конструкцию в аренду. Однако городские острословы выдавали такой «креатив» за тайную рекламу проституток. А может, кое-где так оно и было? Но чаще всего такие брошенные конструкции ржавели, скрипели, и угрожали  при сильных весенних ветрах обрушиться на автомобили,  или не дай бог, на головы прохожих.

22 миллиона лежали на поверхности

В итоге мэрия приняла  решение – прекратить практику аукционов и перейти к более цивилизованной и выгодной, по мнению градоначальства, форме – конкурсу.

Что мы имели при аукционах – рассказано выше. Остается добавить, что сроки аренды были весьма внушительными при мизерных поступлениях в бюджет. Порой про сданные в аренду места забывалось, и баннеры еще долго работали мимо городской кассы, а «особо одаренные предприниматели» ещё и умудрялись не платить вообще.

Что изменил конкурс? Впервые за долгие годы в казну от рекламного бизнеса пришли реальные деньги. Если в 2017 году бюджет имел от сдачи в аренду чуть более полутора миллионов, то в этом – весомые 22 000 000. Это официальные данные и находятся они в открытом доступе. Кстати, денежки эти ой как пригодились летом, когда Читу накрыло мощнейшее наводнение.

Чита постепенно стала обретать цивилизованный вид. С улиц исчезло почти 300 левых конструкций. Правда, как было сказано выше, внезапно обнаружившиеся хозяева сегодня требуют вернуть их на место, зачастую подделывая документы об их купле-продаже, и прикрываясь фиктивными договорами. Причем  за счет городского бюджета. И эта война только начинается.

Инновации против деградации

Итак, рекламный бизнес перестал быть прилагательным к торговле, и стал самостоятельным. По идее – это производство полного цикла. В рекламных компаниях есть те, кто монтирует конструкции, а есть те, кто разрабатывают идею для визуализации образа. Есть те, кто ловят в сети клиентов путем выстраивания маркетинговой  стратегии, и те, что печатают на станках баннеры. Словом – слияние умственного и физического труда, творчества и технократии, креатива и экономики. Это в идеале.

Другая сторона –  синдром местечковых рантье.  Заполучив всякими путями в свои руки определенное количество конструкций, Владельцы просто сдают и пересдают их в аренду, порой однодневным рекламным агентствам, имея свой гешефт ни на чем. И живут вроде бы неплохо: есть те, кто таким образом, ни на чем, кладет себе в карман ежемесячно по 1 500 000 рублей! На самом же деле — это тот расслабляющий и разлагающий  путь, который ведет к деградации как отрасли бизнеса, так и личности. Подобная картина наблюдается в пригороде Читы с земельными участками. После развала колхозов, жители сел получили земельные паи, и теперь тупо держат их, надеясь сдать в аренду за баснословные деньги, или обменять на дом на Канарах. А рядом от безземелья задыхаются фермеры, готовые завалить Читу и край мясом, молоком, овощами.

Наведение порядка на рекламном рынке только началось, но уже  встретило мощное противодействие. Кто объявил войну новому порядку? Кто хочет чужими руками вернуть себе незаконные рекламные конструкции? Кто лоббирует интересы «черных» рекламщиков во властных структурах? И чем закончится это противостояние? Об этом читайте в продолжение  расследования на «К» и в октябрьском выпуске «Черной газеты».

 

1736 10 0 Вы уже голосовали
вернуться на главную

Комментарии (11)

  1. Странно читать такой материал на вроде бы независимом «К». Ну ладно, насквозь продажная «Вечорка». Но тут то? Ведь не секрет, что рынок наружной рекламы, как и рынок пассажирских перевозок захвачен рейдерами с депутатскими мандатами. Впрочем, отжим предприятий — это школа Путина.

    1. Интересно, а тут вы в чем увидели продажность? В том, что пора дейсвтиельно наводить порядок в городе. Сами говорим, как красиво в Иркутске, в Новосибирске, в Краснодаре. А свой город не считаем достойным цивилизованного уровня. И так зелени нет, тротуаров нет, газонов нет, ливневки нет, так еще и эти уродливые и опасные конструкции понатыканы. Все верно написано. Просто кто-то нагрел руки в свое время неплохо.

    2. Абсолютно верно. Если считать рынком самовольно установленные конструкции Дехтярука, Поваляевых и Терёшиной, а рейдерством (то есть в переводе бандитизмом) — предоплату в бюджет города более 22 миллионов рублей, ну и отжимом (операция по обезвоживанию тряпки во время влажной уборки) взятые на себя победителями обязательства по благоустройству и озеленению города, то примерно так всё и было. А вы переезжайте в Краснодар или Новосибирс. Ну или оставайтесь в Индии.

  2. А кто-то еще обращает внимание на эти баннеры? По-моему, самая недейственная реклама.

  3. Еще надо рассказать, как эти щиты закрывают светофоры и дорожные знаки. А иногда их втыкают прямо на поворотах- сколько уже людей вписались в опоры?

  4. Вопрос — а где была наша доблестная мэрия, когда, как тут утверждается, шел самовольный захват мест под щиты? Или брали на лапу тихой сапой, а теперь громче всех орут «держи вора!»? Если уж сносить конструкции, то тогда сажать тех, кто брал взятки за то, что закрывал глаза.

  5. А кто догадался прямо напротив кладбища ставить щиты? Совсем не уместно так то.

  6. А я согласна с автором! Надоело видеть эти ржавые уродины, которые шатаются и скрипят. Да и потом, должен быть контроль в этой сфере. Некоторая реклама — откровенная похабщина!

  7. Никак С.Викулов и тут «керосину налил»? Вот же ж не угомонный. Но ниче-ниче…

    1. Тетраэдр тебе в пятую точку. И получай удовольствие...:

      Ну не всё же А. Дехтяруку и прочим незаконщикам керосин лить на свою мельницу))) Хватит. Попользовались нахаляву городским имуществом несколько лет и хватит, пора порядок навести.

  8. Вот те раз! Сперва говорили, что баннерая война это рейдерский захват рынка Викуловым и Ко. А оказывается — наведение порядка! Хотя если все, как тут написано — тогда правильно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


4 + 5 =


Дед Мороз 8-914-522-84-84
portrait
portrait
portrait
chita.cok24.ru
СМС-75
http://kiberservis.ru/