ГОСАРХИВ: Крутое пике. Что произошло в небе над Забайкальем 60 лет назад?

В те времена  было не  принято сообщать о трагедиях такого масштаба. Считалось, что в стране победившего социализма все хорошо, долговечно и надежно. Потому любая информация о любых катастрофах  тщательно изолировалась грамотными специалистами из КГБ. И только спустя более, чем полвека,  доступ к тайнам прошлого оказался частично разрешенным. В августе этого года исполняется 60 лет со дня  первой крупной пассажирской авиакатастрофы в Забайкалье. Это была и первая катастрофа Ту-104 в истории эксплуатации лайнера.

Ничто не предвещало…

Хотя такой заголовок неуместен. Предвещало и еще как. 15 августа 1958 года в 21.45 местного времени из Хабаровска вылетел самолет Ту-104 с бортовым номером СССР-Л5442.  Ему предстояло сесть в Иркутске и затем двинуться до Внуковского аэродрома Москвы. На борту находилось 54 пассажира и 10 членов экипажа, включая бортпроводниц. В эксплуатации борт находился всего два года – практически он летал с того дня, как в Советском Союзе началась официальное использование этого типа самолета. В то время это было единственное в мире гражданское реактивное воздушное судно.

После набора высоты до 9000 метров, экипаж обнаружил впереди по курсу большие массы кучевых облаков. Грозовой фронт протянулся от Биробиджана до Магдагачи. Борт СССР-Л5442 запросил у земли дополнительный набор высоты. Диспетчер дал добро и Ту-104 стал забираться на высоту 11 600 метров, после чего радист доложил: остановка улучшилось, просматриваются звезды. Однако через несколько минут впереди опять показались облака и потребовался набор высоты до 12 000. В ответ на запрос с земли о ситуации, командир ответил: «Минутку, минутку!». Это были последние слова, которые услышали в диспетчерской.

Тайна останков

Первую катастрофу Ту-104 сопровождают тайны и загадки, как инверсионный след – реактивный самолет. Согласно одним официальным документам, обломки машины обнаружены под Хабаровском. В других говорится, что детали самолета найдены возле Биробиджана. На самом деле все, что осталось от первого советского реактивного лайнера с трудом собрали в забайкальской тайге, в 53 километрах северо-восточнее Могочи. Тела людей, по некоторым данным, были рассеяны в радиусе десяти километров. Есть так же данные, что обнаружить удалось не всех погибших.

Откуда же такие противоречивые сведения? Дело в том, что авиакатастрофу, как бы это цинично не звучало, пришлось списать на ошибку экипажа. Согласно официальной версии, после ухудшения метеоусловий экипажу было приказано вернуться в Хабаровск. И там, на подлете, нарушив режим снижения, самолет сорвался в штопор. Машины с такой массой из него вывести невозможно.

На самом деле во всем была виновата конструкция машины, но об этом позже. Согласно решению правительства, самолет корпорации Туполева должен был составить конкуренцию американской «Комете» для эксплуатации в Европе. Тогда СССР еще мог уверенно состязаться в высоких технологиях на международном уровне. И огласка причин катастрофы перечеркнула бы все наметившиеся контракты. Поэтому дело о катастрофе борта СССР-Л5442 было засекреченным более 50 лет.

Мертвая радиозона

Версия о штопоре под Хабаровском разбивается о записи в журнале диспетчера. Засекречивая все документы по данному происшествию, сотрудники спецслужб в панике позабыли об этой существенной детали. Итак, читаем: связь с самолетом прекратилась в 22.19 местного времени, то есть через 34 минуты после взлета. Согласно записи, борт уже находился в районе Архары. Учитывая крейсерскую скорость в 900 км\ч, и сделав поправку на набор высоты, получим, что самолет как раз преодолел расстояние в 400 с лишним километров. Каким образом он успел пролететь еще 200 км в обратную сторону – непонятно. Зато понятно другое – вплоть до середины 60-х годов на всем протяжении от Амурской до Иркутской области существовала т.н. «мертвая зона» дальней радиосвязи. Связь появилась тут с началом полетов Ту-104 в Читу. Пилоты тех лет вспоминали, что долетев до  Читинской области, они ориентировались либо по земному рельефу, либо по звездам. Радиокомпас так же не действовал.

На «подхвате»

Прототипом Ту-104 был дальний бомбардировщик Ту-16. Но при переделке боевого узкофюзеляжного самолета в пассажирский, конструкция планера изменилась в худшую сторону. Самолет стал менее маневренным и плохо слушался рулей на больших высотах. Самым же главным недостатком была чуткая реакция машины на т.н. «подхват», когда из – за разбалансировки самолет непроизвольно задирает нос, и затем сваливается в штопор. Позже этот недостаток попытаются устранить на модификациях Ту-104«Б» и Ту-104«М». Но злополучный «подхват» станет причиной не только этой катастрофы.

Когда борт Л5442 поднялся на эшелон (так в авиации называется высота, на которой происходит полет) 12 000 метров, его попросту подхватило и понесло, как бумажный самолетик. Рули высоты, крена и поворота оказались бессильны перед мощными потоками.  Компьютерное моделирование ситуации, выполненное специалистами НИИ Гражданской Авиации РФ, показало, что Ту-104 несло в свободном полете примерно 300 км, после чего самолет стал падать по наклонной траектории и толкнулся с сопкой уже на территории Читинской области. Другие данные говорят, что он разрушился еще в воздухе и на землю падали уже отдельные фрагменты. Все это теперь выяснить практически невозможно – большая часть документов утеряна. Остается только вспомнить, что в этом полете в небытие ушли 64 человека. Список жертв первого в мире мирного реактивного лайнера был открыт.

Борис Ветров

В тему

По данным Всемирного фонда безопасности полетов (США) на 1 января 2008 года, всего имели место 37 авиационных происшествий с самолётами типа Ту-104, или -18 % от числа произведённых лайнеров.  По сей день  это  худший показатель среди всех советских серийных пассажирских самолётов.

На территории Забайкалья зарегистрированы четыре происшествия с воздушными судами этого типа. О первом рассказано в статье выше. 18 мая 1973 года террорист — одиночка Рзаев, потребовал изменить курс рейса Иркутск – Чита и лететь в Китай. При попытке обезвредить его,  он привел в действие самодельное взрывное устройство. Самолет разрушился на высоте 9000 м в 90 км от Читы. Погибли 90 человек.

5 ноября 1974 года при взлете борт Л- 42501 рейса Чита – Омск- Москва  выкатился за пределы ВПП. Часть пассажиров были травмированы, самолет получил повреждения.

17 июля 1976 года Ту-104 рейсом Чита – Новосибирск – Челябинск — Симферополь с бортовым номером Л- 42335 прекратил взлет, так как из-за перегрузки не смог оторваться от земли. Жертв и пострадавших не было. Вину за перегрузку возложили на экипаж, который пропустил на борт безбилетных отпускников, стремящихся в Крым.

1511 2 0 Вы уже голосовали

вернуться на главную

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


4 + 3 =


Русский хлеб
Дед Мороз 8-914-522-84-84
portrait
portrait
portrait
chita.cok24.ru
СМС-75
http://kiberservis.ru/