ГОСАРХИВ: Рукотворный вождь Транссиба

Поезд замедлил ход и стал давать протяжные гудки. Пассажиры прильнули к окнам. Среди сумрака вечера внезапно за поворотом показалось нестерпимо яркое пятно. Еще через мгновение оно преобразовалось в гигантский бюст вождя всех времен и народов, товарища Сталина.

Пожалуй, это  был самый оригинальный памятник Сталину за  историю СССР.  Но история, как его создания, так и ликвидации трагична и напрямую связана с нашей     историей.

Архипелаг БАМЛАГ

Это только в советских песнях и на плакатах утверждалось, что БАМ – это комсомольская стройка. Нет, конечно, советская молодежь ехала в эти места, что бы испытать себя, заработать денег и вообще, обрести самостоятельность. Но начинали строить ее обычные советские заключенные – как уголовники, так и политические.

23 октября 1932 года Политбюро ЦК ВКП (б) обсудило положение дел на строительстве БАМа и реконструкции Транссиба. В результате, выходит второе секретное Постановление СНК СССР №1650/340с «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Согласно этому постановлению строительство БАМа и реконструкция Транссиба, было передано Объединенному государственному политическому управлению при СНК СССР, т.е. ОГПУ (бывшая ЧК).

Для сооружения дороги необходимо было 476 инженеров, 372 техника, 1 400 десятников, 1 500 счётных работников. Фактически в июне 1932 г. по трассе трудилось в 5 – 10 раз меньше специалистов: всего 80 инженеров, 145 техников, 113 десятников, 213 счётных работников. Официально среднесписочный контингент работающих определялся примерно в 25 тыс. человек. Т для сооружения дороги необходимо было 476 инженеров, 372 техника, 1 400 десятников, 1 500 счётных работников. Фактически в июне 1932 г. по трассе трудилось в 5 – 10 раз меньше специалистов: всего 80 инженеров, 145 техников, 113 десятников, 213 счётных работников. Официально среднесписочный контингент работающих определялся примерно в 25 тыс. человек. Кое количество рабочей силы можно было обеспечить тогда лишь принудительным путем.

В 1933 году при НКПС был создан БАМЛаг, и возглавил его бывший подпольный миллионер, аферист, затем зэк и наконец – чекист Натан Френкель, который изобрел систему распределения пайков в местах лишения свободы по принципу: «Кто не работает, тот не ест». И на восток Забайкалья потянулись эшелоны с осужденными.

БАМЛаг раскидал свои зоны и командировочные пункты по всему востоку и северу Забайкалья. В Амазаре заключенные занимались лесозаготовкой и прокладкой второго пути Транссиба для увеличения грузопотоков. Не выполнявшие норму выработки получали в сутки 200 грамм хлеба. Ударники получили килограмм хлеба, и еще овощной суп с рыбой. Но затем,  видя явное несоответствие объема работ запланированным темпам, Френкель придумал лозунг: «Построим БАМ и – по домам!».

В январе 1934 года был издан приказ № 6, в котором объявлялось положение о введении значка «Лучшему ударнику Байкало-Амурской магистрали». Люди, награждённые этим значком, не имели никаких привилегий или денежных компенсаций по выходу из лагеря. Однако в лагере они пользовались некоторыми льготами, такими, как: внеочередные свидания, неограниченная отправка и получение писем и посылок, улучшение бытовых и жилищных условий, получение дополнительного довольствия, право пойти на курсы по приобретению специальности. Обладатели значка уже назывались не заключенными, а путеармейцами – по аналогии с каналоармейцами, строившими Беломорканал. А главное – значок давал надежду на условно-досрочное освобождение по истечению двух третей срока – такое в российской пенитенциарной системе применялось впервые.

Инициатива снизу

В 1935 году двое заключенных Амазарлага, входящего в систему БАМЛага, находясь на земляных работах, заметили выступающий над Транссибом скальный останец высотой около 10 метров. Одни из них, по фамилии Чугай (имя его не сохранилось в истории),  до суда работал в Москве, помощником скульптора. Он обратил внимание, что верхушка останца напоминает профиль Сталина. И после рабочего дня стал набрасывать огрызком карандаша на куске старой газеты эскиз.

Чугай поделился своими замыслами с заключенным инженером Лугавиным. Тот оценил идею, и уже вдвоем они обратились к начальнику лагеря.

В то время в стране уже шла кампания по возвеличиванию имени вождя. Был переименован в Сталинград Царицын, на кате страны появились Сталинобад и Сталинокан, масса сел Сталино и уездных Сталинсков. Памятники и портеры появлялись повсеместно, и множились каждый день. Сам вождь не принимал участия в этой пропагандистской вакханалии и даже временами одергивал рьяных соратников. И все же культ личности набирал обороты.

Начальник Амазарлага идею с гигантским бюстом, вырубленным в скале, оценил. Он дал Чугаю и Лугавину в помощь несколько заключенных из числа пленных белокитайцев. И к месту будущей стройки отправилась первая разведывательная экспедиция.

Увы! Выветренный окисленный гранит, из которого был сложена скала, не оправдал надежд скульптора. Порода оказалась слишком хрупкой, и бюст мог разрушиться в любой момент. А это уже попахивало статьей за политическую диверсию и контрреволюционную деятельность. С другой стороны – отступать было поздно. Пришлось идти на поклон к начальнику.

Начальник, конечно, был разъярен, и ему было бы проще расстрелять инициаторов, но  он сам уже доложил Френкелю о почине заключенных, и получил одобрение и похвалу. Потом пришлось выделять из фондов необходимые стройматериалы.

Ценой жизни

Работа оказалась сложной. Скульптор с помощниками расчистил площадку на вершине уступа, и выровняли ее кирпичами. Затем из стальной арматуры соорудили каркас. И уже на нем из бетона стали ваять профиль, известный всему миру.

Сильные ветра и холод делали  невозможной работу с бетоном. Пришлось перенести возведение памятника на теплое время года. Но затем хлынули дожди. Пришлось из досок сооружать навес  над незаконченным произведением. Начальник торопил и грозил расстрелом. Но с другой стороны – обеспечивал бригаду питанием по первой категории, и стройматериалами.

Наконец, в августе 1935 года трехметровый профиль будущего генералиссимуса засиял свежей белой краской на скальной гряде.

Но перед этим произошло трагическое событие. Помощник Чугая Лугавин работал на верху бюста, кладя последние штрихи. Внезапно страхующая веревка лопнула, и он упал прямо на острые камни. Смерть наступила мгновенно. Прибывший на место трагедии начальник лагеря распорядился похоронить зэка тут же. Чугай выбил в трещине гранита могилу, сделал из горбыля примитивный гроб, и завалил его осколками горной породы. Останки заключенного и по сей день покоятся над Транссибом.

Идут поезда – привет Сталину!

Чугай получил досрочное освобождение и отбыл в Калинин.  Начальнику пожаловали чин инженер-майора. Китайцев из заключенных перевели в категорию поселенцев. Но работы у бюста продолжалась – туда провели линию электропередачи, и в темное время суток бюст освещался снизу тремя прожекторами. Его было отлично  видно из окон проходящих по Транссибу поездов. При подходе к этому месту поезда сбавляли скорость и давали гудки. А  по поездному радио сообщали: «Товарищи пассажиры, смотрите в окна левой стороны вагона, и вы увидите портрет товарища Сталина».

Но тут шарахнули запал…

 Бюст Сталина, установленный примерно в восьми километрах к востоку от станции Могоча, простоял до 1956 года. После исторического ХХ съезда КПСС по всей стане началась кампания по сносу памятников вождю. Официальной причиной для сноса стало заключение комиссии, признавшей, что: «В скальном массиве, который является основанием барельефа Сталина, под действием выветривания, размораживания, образовались большие вертикальные трещины до 20 см и простираются вглубь массива до 2-2,5 метров. Кроме того, имеются множество горизонтальных трещин. В настоящее время, этот массив находится в состоянии обрушения, опасный для движения поездов».

Бюст пытались  снести вручную, кувалдами. Но сделан он был добротно, на века, ведь ценой за его качество было освобождение. В итоге, в июне 1956 года, бюст был взорван, а камни от постамента сброшены вниз, к реке. Получилось, как в песне у Галича: «Но тут шарахнули запал, примени санкции. Я упал, и он упал, завалил полстанции».

Сегодня уже ничто не напоминает о том, что когда-то тут стоял памятник одной из самых загадочных и трагических личностей  в истории страны.

 

 

 

 

 

1053 5 0 Вы уже голосовали

вернуться на главную

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


7 + 3 =


Русский хлеб
Дед Мороз 8-914-522-84-84
portrait
portrait
portrait
chita.cok24.ru
СМС-75
http://kiberservis.ru/