ВРЕМЕНА И НРАВЫ. Таксистские войны

Конфликт созрел не на пустом месте. Впервые в истории Забайкалья, причиной послужили новые технологии и глобальная информатизация с одной стороны, и местечковый традиционализм с другой. А теперь хватит умных слов. Говоря проще – грядет бунт таксисов – бордюрщиков.

Таксисты, подбирающие пассажиров на вокзале, в аэропорту и у других оживленных местах недовольны: люди массово отказываются от их услуг. Причина – непомерные цены. Любая служба такси с вызовом машины по телефону или через интернет установила расценки в 2-3 раза ниже. Бордюрщики требуют от такси «Максим», «Яндекс.такси» и от других немедленно повысить расценки.

Рожденные Перестройкой 

Не хочется делать длинные лирические отступления, но тут они необходимы для понимания того, что происходит сегодня. Закон об индивидуальной трудовой деятельности, принятый Верховным Советом СССР в 1986 году в одночасье сделал таксистами всех владельцев «Жигулей» и «Москвичей». Стоило поднять руку на улице, как рядом тут же тормозила малолитражка. Цены были более чем гибкие – за одно и тоже расстояние могли взять и полтинник, и три рубля.
По идее все водители, промышляющие частным извозом, должны были регистрироваться и брать патент. На деле таковых нашлось единицы. Все прочие кинулись «бомбить», отбивая хлеб у «желтых королей Читы» — таксистов из ПАТП-2. Надменные и неприступные представители особой социальной касты, доселе сами выбирающие пассажиров по выгодности маршрута, они были вынуждены противостоять внезапной    конкуренции, и забыть о прошлых барских замашках, и коронной фразе «Еду в парк».

Золотое смутное время

Впрочем, ПАТП-2 скончалось, как и большинство читинских предприятий, после распада СССР. А вот частники укрепились на читинских улицах вовсю. Теперь уже они стали превращаться в организованную группировку, договаривались о едином тарифе, собирали деньги на общак для уголовной крывши, и приходили друг другу на помощь в случае экстремальных ситуаций.

Это были золотые дни для бордюрщиков (так назвали их потому, что они сутками простаивали на закрепленных местах и ждали пассажира у самых бордюров). Случайные бомбилы (еще одно обозначение таксистов) рыскали в поисках клиента по городу, а бордюрщики стали новой высшей кастой в сфере частного извоза. Любая остановка городского транспорта, крупные торговые центры, конечно же, вокзал, а позже – аэропорт, стали зонами их влияния, куда новичку попасть было нереально – резали скаты, били морду, подключали к разборкам уголовников, крышевавших этот бизнес. Постепенно рынок был поделен, устоялся, и сложились единые цены. На руку бордюрщикам сыграла ликвидация автобусного парка, когда попасть в город из спальных районов стало нереально.

Позвони мне, позвони

Однако сотня — другая вольных извозчиков не могла покрыть потребности большого города.  Нашлись оборотистые люди, которые стали ставить в машины рации, и, арендовав квартиру с телефоном,  где размещалась   приемно-передающая   аппаратура,  открывали одну за другой  диспетчерские службы, из которых первой стала «Ангара».

Потом были предприняты попытки создать прообразы настоящих таксопарков. Первенцем было ООО «МИК», за которым стоял депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Богатов. Новенькие «Волги» ГАЗ-3110 в фирменной желтой окраске с шашечками на борту и легко запоминающийся номер телефона поначалу обеспечили фирме неплохие объемы перевозок. Но после того, как Богатова расстреляли в упор возле подъезда его дома, фирма тихо – мирно загнулась. А потом никому неизвестные братья Антон и Егор Пономаренко – сегодня крупнейшие бизнесмены Читы, создали предприятие «Социальное такси», сделав хитрый и умный ход: они стали бесплатно возить персонал читинских ФМ — радиостанций, получив взамен круглосуточную рекламу. После этого службы такси стали расти, как грибы.

Виртуальная реальность 

Но нет предела совершенству. Стремительное распространение Интернета и рост скорости передачи данных, а так же появление мобильных телефонов нового поколения, позволило войти в регион иногородним диспетчерским службам. Имея колоссальные обороты от деятельности в федеральном масштабе, такие службы, как «Такси-Максим», «Яндекс.Такси» и другие, мгновенно обрушили цены на рынке пассажирских перевозок. Сегодня минимальная поездка по центру города обходится в  90-100 рублей, и даже поездки в отдаленные районы не превышают 200 рублей. Потому у жителей, например, КСК сложилась практика — объединятся по четыре человека, вызывать такси, и ехать на работу с комфортом, пока толпы  осаждают маршрутки на остановках. А в это время у бордюров  терпеливо ждут своих клиентов бордюрщики. После нескольких безуспешных попыток втиснуться в «Газель», опаздывающие на работу люди так или иначе сядут в салон прокуренного авто, и согласятся на любую драконовскую сумму, которая тем выше, чем сильнее опаздывает на работу клиент. Однако таких лохов становится все меньше и меньше. Перефразируя Ильфа и Петрова: «Проклятый интернет везде раскидал свои столбы».

Зарисовки с натуры

Чита. Вокзал. Утро. Из проходящего поезда толпой движутся на привокзальную площадь пассажиры. В толпе рыщут «бомбилы».

— Куда ехать? Такси берем!

Далее, если опытные матерые водители распознают приезжих, то включают особый счетчик. До Клинической больницы или Академии здоровья – 500 рублей. До Каштака – 800. КСК, ГРЭС или Песчанка (туда едут родители солдат -срочников) – 1000 рублей.

С местных берут поменьше, но, все равно, их цены как минимум раза в два превышают стоимость поездки в такси, которое можно вызвать через диспетчера или приложение в Интернете. Это таксистов – бордюрщиков необыкновенно бесит.

— Ну-ну, давай, вызывай, посмотрим, как он сюда приедет. Тут наша территория. Здесь только мы работать имеем право! — такие реплики сегодня не редкость.

Таксисты из служб стали жаловаться на угрозы со стороны бордюрщиков.

— Такое ощущение, что лихие девяностые  к нам вернулись, — рассказывает водитель «Такси Максим» Игорь, — стоит передо мной солидный дядя, лет 50-ти, и пугает меня какими-то бандитами, какими-то смотрящими. Орет, что сейчас на город вынесет вопрос, что какие-то тахинские с меня спросят. Дожил человек до седых волос, а ума так и не нажил.

Аэропорт Кадала. Поздний вечер. Пассажирам из Якутска предлагают ехать в город за 700 рублей. Многие набирают номера диспетчерских служб. Через некоторое время такси приходят. В стане бордюрщиков начинается ропот. От них отделяется делегация и ставит условие – по 50 рублей с каждого пассажира им, как хозяевам территории.

— А ты ее что, пометил, эту территорию? — отвечает ничуть не испугавшийся водитель такси из диспетчерской службы. Раздается взрыв хохота. Парламентер багровеет лысиной, и начинает шипеть что-то про разборки.

— Ну, если тебе делать нечего, давай разбирайся. А нам работать надо.

В итоге те, кто хотел, уехали на вызванных такси. Бордюрщики в бессильной злобе разъезжаются. День не задался.

Психология потребления

Понятно, что каждый из нас стремится к лучшему. Хочется иметь  дом побольше, машину поновее, ездить не на Арахлей, а хотя бы на Японское море. Есть два варианта получить это – или заработать деньги,  или отжать. Кампанию, которую начинают читинские «дикие» таксисты, можно сравнить именно с «отжатием».

Что они требуют? Они требуют, что бы все диспетчерские службы повысили стоимость проезда. В идеале – что бы они сравняли цены с ценами бордюрщиков. Аргументы – бензин сильно подорожал, а вы цены не подняли, вы у нас всю работу отобрали, а так быть не должно. Минимальные требования – не брать пассажиров на вокзале и аэропорту. А так же в традиционных местах тусовки бордюрщиков – у торговых центров и кабаков по ночам. Таксисты из служб смеются над этими просьбами, и предлагают бордюрщикам вместо многочасового ожидания лоха, поездить по городу как они. А они,  вместо ожидания сладкого варианта, о котором потом будут потом рассказывать коллегам с восторгом по поводу обувания лоха, крутятся по Чите, как белки, успевая везде и всюду. Число посадок – единственный показатель, характеризующий трудоспособность водителя такси. Чем больше посадок, тем больше выручка. Бордюрщикам так работать не пристало.

ОПГ «Читинские таксисты»

Темы разборок,  обращений к неким «смотрящим» и «решалам» на самом деле среди бордюрной братии не редкость. Когда-то этот бизнес был одним из самых криминализированных. Таксисты скидывались в общак крышующих их бригад, возили передачи в СИЗО и лагеря, предлагали загулявшим людям проституток. А с введением в Чите «полусухого закона» они возродили  ремесло советских таксистов – торговлю водкой в ночное время. Все конфликты в их среде решались арбитрами из бригад Василька, Пономаря и Кашкаеда. Все три лидера тяготели к классическим уголовным принципам, враждовали с  бригадами из спортсменов и опирались на блатные понятия. Уголовники решали, кому и где стоять, и сколько заносить на общее и людское. Учитывая прочные связи уголовников с правоохранительными и властными структурами в 90-тые годы, нетрудно понять, почему такие сладкие куски городских территорий оказались закреплены за одними и теми же лицами.

Сегодня по-прежнему, таксистов крышуют. Не так откровенно, как в 90-тые годы. Но некие посредники между ними, и разными структурами имеются. Иначе как объяснить постоянное пребывание в разных точках города водителей без всяких лицензий и патентов? И апелляция бордюрщиков к неким «решалам» все еще имеет под собой реальную основу. Хотя уцелевшие, и сейчас рассосавшиеся по провинциям уголовники, вряд ли осмелятся наехать на кого-нибудь из тех,  кто им ничем не обязан,  и ничего не должен. Напротив, полиция будет рада приложить мордой об асфальт последних блатных  «могикан» для поднятия рейтинга.

В принципе, бордюрщики и сами сейчас представляют организованную группировку,  которую в Чите уже прозвали ОПГ «Читинские таксисты». У них есть собственный канал связи в интернете,  и в случае разных ситуаций они летят друг другу на выручку. Пару лет назад в районе Песков полиция с трудом предотвратила массовое побоище между таксистами с одной стороны, и некими молодыми людьми  — с другой. Началось все с того, что пассажиры, накатавшись по городу, возмутились указанной суммой и платить отказались, а при попытке задержать их, надавали водителю по голове. Тот вызвал подкрепление, ребятки тоже позвонили свои друзьям. В итоге на пустыне собралась толпа  примерно в 300 человек. С трудом полицейские уговорили противоборствующие стороны разойтись.

А еще годом ранее таксист – бордюрщик, посадив к себе симпатичную молодую женщину, принялся откровенно домогаться ее. Ей пришлось пригласить его к себе домой, сославшись на то, что она привыкла заниматься сексом в комфортных условиях. Когда «любовник» в грязных спортивных штанах зашел к ней домой, его встретил там муж пассажирки, майор из штаба погранвойск. Таксист с разбитым носом и свернутой челюсть бежал с поля боя. Но уже через полчаса во двор стали заезжать разномастные авто, откуда высыпались люди с монтировками в руках. Тогда только оперативный приезд ОМОНа предотвратил трагедию.

Потому до сих пор эти «джентльмены таксистской удачи» чувствуют за собой силу и пытаются диктовать прочим водителям свои правила. В комментариях на городских сайтах есть немало предложений  приехать и поговорить, подразумевая физическую расправу.

Сознание, отставшее от бытия

Даже если принять во внимание все более дорожающий бензин, и снижающийся уровень жизни,  бордюрщиков – бомбил понять нельзя. Они до сих пор уверены, что мир должен им деньги, по факту их существования, что не обманешь – не проживаешь, и что все люди делятся на них, и лохов. Отсюда и  заявления о забастовках и истеричные требования к диспетчерским фирмам о повышении цен. Но фирмами этими владеют люди, знающие об экономике и бизнесе не понаслышке. И на фоне регулярно сокращающихся доходов населения, повышать сегодня цены — это значит похоронить бизнес раз и навсегда. На место такой фирмы придет другая. Но бордюрщики пока еще не могут понять, что времена безраздельного царствования на рынке прошли навсегда, и с развитием всемирной паутины количество лохов вот – вот сведется к нулю. Так что выбор очевиден – или регистрироваться в диспетчерских службах и пахать, как все, без «понятий» и завышенных требований,  или сутками напролет сидеть в прокуренных салонах,  и под натужные голоса «шансона» терпеливо ждать своего лоха, чтобы одним ударом сделать свои деньги, и идти пить пиво.

 

 

 

 

 

1725 32 1 Вы уже голосовали

вернуться на главную

Комментарии (26)

  1. Да,статейка точно заказная).перевернуть все с ног на голову.баставать будут не бардюршики,им зачем это.они стоят там себе где то ,пусть стоят.басставать будут таксисты-профисионалы,которые этим семьи кормят,ночами не спят.надоело нам по копеешным тарифам работать для Вас маршрутками от подъезда до подъезда.Вы за маршрутку сейчас сколько платите?а три года назад сколько…?а шесть лет…?вспомнили?на треть цена выросла.а в такси что тогда ,что сейчас 80’минималка.Вот мы и хотим поднять хотя бы на треть исходя из цен на бензин,расходники и тд

    1. Настоящие профессионалы работают, а не гундят. А «профисионалы» сутками ждут, как бы какого лоха развести на бабки. Большая просьба — бастуйте подольше. Подольше!

  2. Такое ощущение, что у бордюрщиков разум находится в противозачаточном состоянии. Вдумайтесь в их логику: Да, у нас цены в два раза выше, чем у вас, потому, что так выгодее, но к нам не садятся, потому, что дорого, так что вы тоже поднимайте цены — и дальше — самое смешное (жаль, Задорнов умер) — а то мы будем бастовать и не будемь возить людей! У меня просьба — бастуйте подольше. А мы за вас поработаем. Деньги ваши будут наши.

  3. О, завыли бордюрные))). Господа, а вы вообще знаете о том, что такое нормальная здоровая конкуренция? Это предоставление максимально выгодных условий потребителю для роста ОБОРОТА и ОБЪЕМА продаж. И в сфере такси именно это происходит. А вы как зациклились на своих 90-х годах, так и не можете понять, что время уже совсем не то. Никто цены повышать не будет, тем более в угоду вам. Наоборот — будут повышать километраж минималки в скором времени. Я работаю в ЗСТ, выхожу на полдня. С утра до обеда учусь на очном. Меньше 1000 рублей не бывает в день. Но я часами не стою и не жду клиента.

  4. того низкие цены.
    Требуют то всего лишь немного повысить тарифы на уровень хотя бы 4-х летней давности.

  5. Статья лажа заказная и комментарии такие же. На новосити и прочих торговых центрах в чите от бардюра никто не работает. Ибо неактуально. От клубов вокзала и аэропорта работают. Но никто не долбит тех кто по заявке приехал, нет такого и не было никогда. Суть проста-хочешь быстро уехать-плати, жалко денег-вызывай такси и едь по тарифу и сиди требуй сдачу 5 рублей. И цены вовсе не драконовские, а двойные. Потому как клиента надо увезти плюс к тому вернуться обратно пустому.
    Статейка явно заказная и автор не великого ума смотрю, ОПГ какое то выдумали кще

    1. Ну, так а что тогда ноете с поднятием цен? Работайте по двойному тарифу, парьтесь часами без дела в машине — кто запрещает? Каждому — свое.

    2. Не долбит, говоришь? Я на прошлой неделе приехал из Владика, вызвал по приложению такси, еще из поезда, вышел, иду на привокзальную площадь. Тут же нарисовался мужик лет сорока, пузатый слегка, в джинсовой куртке. Куда ехать? Я для интереса сказал: на Проспект Советов. Он: А вы не местный? Я (нарочно): Нет. Он: Ну это далековато. Первая Чита. Пятьсот устроит? Я: Не, я за сто двадцать уеду. Он: Да таких цен нет в Чите. Я вижу свое такси, показываю этому бомбиле сообщение из ЗСТ, там четко прописано — 120 рублей до Проспекта Советов, 3. Он чуть не обделался от злости, побежал к тому таксисту, давай орать что-то. Потом мне таксист что меня вез, сказал — Да это придурки местные. Хотят, что бы мы тут не брали пассажиров. Пугают постоянно. Но нам то плевать на них, мы как работали. так и работаем.

  6. Господи,какой бред!!
    Откуда что кто взял то?Грядущая забастовка это протест против низких цен образовавшихся в СЗТ в результате конкурентной борьбы между различными службами заказа такси.Приход каждой новой службы рушится и без того низкие цены.
    Требуют то всего лишь немного повысить тарифы на уровень хотя бы 4-х летней давности.

    1. Все правильно. Итоговая цель конкуренции — сформировать максимально выгодные условия для потребителя, а не для вас. Это при совке было — не, не поеду, я в парк, и только когда скажешь — три счетчика, тогда поедешь. Хочешь денег — работай, а не стой.

  7. Сейчас обсуждаем статью. Позиция бордюрных показана правильно. Работать минимально, получать максимально. Для примера — мой день в пятницу. Вышел в 7 утра. Закончил в 2 ночи. За вычетом процентов и порожнего пробега получилось 3225 рублей. В другие дни бывает меньше, но не менее 2000, если не отказываться от заказов. Суббота, воскресение — законные выходные. Кончно, рабочий день не нормирован, и хочется, чтобы минималку увеличили, но пока работать можно.

  8. Отличная статья! И по истории интересно, и про то, как сегодня дела. Сейчас сделал эксперимент. На вокзале подошел к таксисту, сказал — пятый микрорайон. Ответ — 500 рублей, поехали. При нем ввожу данные в приложении такси — 240 рублей, показываю. Ответ — и что? У меня своя цена, не хочешь, не езжай. Нормальный такой маркетинг)))).

    1. Приезжие. И по ночам от кабаков клиенты. Но и те уже понимают, что по вызову дешевле.

    1. Убит 6 февраля 2002 года во дворе собственного дома, по ул. Серова, 2. Убийца прятался в канализационном люке. Стрелял из охотничьего ружья. Дело было формально раскрыто — убийство на бытовой почве. На самом деле есть солнцевский след.

      1. Зачем врешь?Преступление это так и осталось висяком.Хотя сейчас вот за него Телыч расклад дает.

        1. «Вечорки» обчитался, болезный? На заборе тоже много чего написано.

          1. Не рекламируй тут эту использованную туалетную бумагу, бро!

          2. А Вечорка это что такое?ВечоркаТы меня с собой не перепутал случаем?Я такое говно отродясь не читал,уважать бы себя перестал.Инфо от других источников ,,близких кследствию»,как говорится.

  9. Вы такие умные все! А знаете, сколько бензин стоит сегодня? И что, нам тоже за сто рублей ездить? Эти все из служб, это не таксисты, это шныри. А мы себя уважаем, и своего добьемся. Цену будут подняты. А нет денег — ездите на маршрутках.

    1. Это ты однако самый «умный». Я тоже таксовал от бордюра — было время. Знаю всю вашу тактику. Сидеть весь день в машине, жрать чебуреки, и ждать, что какой-нибудь дурак поедет за 500 рублей на КСК. Пока ты сидишь, я эти 500 по городу делаю. И все норм! А ты бастуй, посмотрим, что получится.

    2. Вы себя уважаете, а вас не уважают.
      Потому что не за что.
      Или, может, вы считаете, что сидеть весь день в машине и ничего не делать, достойно уважения?
      Да даже, если цена будет одинаковая, я лучше отдам деньги тому, кто реально работает, а не на жопе сидит — нахлебник.

  10. В прошлую пятницу ездил на такси Масим по городу. Делали остановку на Новосити. пока я ходил в караван, мое такси окружили какие-то неадекваты. Потом спросил таксиста — он ответил, что это местные возмущаются — чего сюда ездишь, тут наше место. Рассказал, что они требуют отказываться от поездок из Новосити по телефону, что бы клиентам говорили — там есть машины свои. От Новосити до Сосняка они берут 300.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 4 =


Русский хлеб
Дед Мороз 8-914-522-84-84
portrait
portrait
portrait
chita.cok24.ru
СМС-75
http://kiberservis.ru/