КомментатоР

электронная газета дальнего востока

Самолет не долетел полтора километра до читинского аэропорта

1 ноября 2017     18:39

Рано утром, около пяти часов,  30 октября житель Кадалы вышел  из дома на ул. Линейной, что бы задать корма уже требовавшей завтрака коровенке. Захрюкали и чушки, почуяв хозяина. Хозяйство  Васи Лагодина было справным. В голодные 90-ты годы он особо не маялся. Да и работенка была под боком – на товарной станции, оператором крана. Но тут обычные утренние мысли прервала невероятная картина – почти у земли, сверкая огнями, и при этом совершенно беззвучно несся громадный самолет.

 

Самое страшное, что лопасти его винтов замерли! Еще несколько секунд, скрежещущий удар, и тучи земли взлетели над место падения. Впрочем, в темноте туч земли видно не было.  Лагодин побежал на базу – звонить в милицию.

Однако и без его звонка уже знали, что у самой взлетной полосы читинского аэропорта в Кадале упал транспортный Ан-8 с бортовым номером RA-69346. Это было ровно 25 лет назад.

 

Справка:  Самолет Ан-8 RA-69346  был построен в августе 1960 года, и к моменту катастрофы имел общий налет 10 683 часа. Борт принадлежал НАПО им. Чкалова,  но в процессе перехода предприятия на коммерческие рельсы, был сдан в аренду ИЧП Авиа (Новосибирск) и выполнял коммерческий рейс по маршруту Елизово – Оха – Могоча — Чита — Новосибирск. На борту находились 9 пассажиров, из них два служебных, все граждане России. 

 

В то время в России только – только формировался рынок коммерческих перевозок. При этом, большая часть грузовых самолетов принадлежала  либо ВВС России, либо научно-исследовательским и испытательным центрам под эгидой Минобороны. В условиях внезапно наступившего безденежья, предложения от коммерсантов, которые уже поняли, что время – это деньги, были более, чем заманчивы. Помимо платы по договору, экипаж получал еще и «благодарность» черным налом. Например, с читинского аэродрома «Черемушки» на мощных Ан-12, порой возили и фрукты из Средней Азии, и авто с Находки, и  мебель из столицы.

Так вышло и в этот раз. Зафрахтованный коммерсантами Ан-8 взял на борт в аэропорту Елизово г. Петропавловск-Камчастко груз деликатесной рыбы,   красной икры, и взял курс на материк.

По некоторым данным, во время полета с земли поступило сообщение с предложением совершить посадку в аэропорту города Оха на Сахалине, что бы захватить попутный груз.

Груз представлял собой три легковушки японского производства, 1988-1990 г.в. – то есть, в российских масштабах – автомобили были свежие, а значит – престижные. По данным из источников, служивших тогда в Читинском областном  управлении Министерства безопасности России (бывшем КГБ), три японки предназначались для криминальных авторитетов из столицы Забайкалья. Вероятнее всего – для лидеров бригады «Осиновских».

Ан-8 мог взять на борт максимум 11 тонн и это при хорошей погоде по всей трассе. Однако заявленная  масса  на данный рейс составляла чуть более 4 тонн – на этот груз  выписывалось топливо.  Получался изрядный перегруз. Однако, сумма была обещана хорошая. Потому, после короткого раздумья решили авто на борт принять,  провести перецентровку, а перегруз компенсировать недобором топлива – синоптики обещали по всей трассе попутный ветер.

Дальнейший полет проходи в нормальных условиях – борт садился еще в Могоче по служебной необходимости, а затем взял курс на Читу. И уже когда огни предутреннего города раскинулись перед пилотской кабиной, во время выполнения четвертого разворота чихнул и прекратил вращение винта правый двигатель. А при выходе на предпосадочную прямую замер и левый. Перегруженный самолет, израсходовавший все топливо, магнитом тянуло к земле. Контакт с поверхностью произошел в 1657  метрах от взлетно-посадочной полосы. Машину проволокло по земле около пятнадцати метров, затем она врезалась в земляную насыпь и разрушилась на части. Пять членов экипажа и восемь пассажиров погибли на месте, одного с тяжелыми травмами доставили в ОКБ, в отделение медицины катастроф, но спасти его не удалось.

Когда в 04 ч.47 мин отметка самолета пропала с экрана локатора, по тревоге была поднята поисково-спасательная служба.

В предутреннем свете и лучах фонарей были видны окровавленные тела, искореженные корпуса иномарок и пакеты с икрой и рыбой. Все было в крови, и никто не прикасался к этим предметам. Для работы экспертов было выставлено оцепление, которое облепили местные жители. Затем тела увезли в морг, корпуса машин, неизвестно куда, а продукты на экспертизу и затем – в скотомогильник.

Все 15 тел погибших были доставлены спецрейсом в Новосибирск, где и были похоронены 3 ноября 1992 года.

—  Весьма странно то, что все новосибирские Дома культуры, в том числе и ДК НАПО им. Чкалова, где раньше работали погибшие члены экипажа, отказали в предоставлении помещения для проведения гражданской панихиды, — рассказал затем журналистам один из сотрудников ИЧП «Авиа».

287
  • К этой статье пока нет комментариев, вы можете стать первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Публикация в раздел "Право голоса"
Для публикации Вашей истории в разделе "Право голоса", пожалуйста, заполните поля формы. Ознакомиться с правилами публикации вы можете на странице Правила публикации
Пожалуйста, заполните обязательные поля.
×